Москва, 27 фев - Neftegaz.RU. Ситуация на мировом рынке нефти стала более-менее спокойной, а только коммерчески извлекаемых запасов нефти России хватит на 30 лет.
Об этом в ходе онлайн-конференции с читателями gazeta.ru 26 февраля 2019 г. сообщил глава Минэнерго РФ А. Новак.
Большие интервью - российский тренд текущего периода.
25 февраля 2019 г. обывателей ошеломил П. Завальный: добывать, добывать и добывать нефть и газ, и продавать, продавать и продавать, независимо от реалий рынка.
Сейчас - черед А. Новака, но ждать сенсаций не приходится.
А. Новак как всегда приятен в общении и непоколебимо уверен в себе и российском нефтегазе.
Запасы нефти и газа
Ситуация с запасами нефти и газа в России стабильная.
Это общемировая ситуация - разведанных запасов нефти и газа много, но главным вопросом является скорость монетизации этих запасов.
У многих стран эти запасы превышают 10, 15, 20 лет и даже более, причем Россия на этом фоне выглядит более чем достойно.
Запасы по газу в РФ, исходя из объемов, которые в настоящее время добываются, превышают 100 лет.
Запасы нефти по категориям В и С составляют 29 млрд т.
При существующей фискальной системе примерно 50% (около 15 млрд т) являются коммерчески извлекаемыми.
В 2018 г. добыча нефти в России составила 556 млн т, соответственно по коммерчески извлекаемым запасам добыча обеспечена запасами примерно на 30 лет.
Запасы держатся на одном и том же уровне, поскольку ежегодно на баланс ставятся новые запасы, объем которых даже несколько выше объема добычи.
Однако качество запасов уже не то.
В настоящее время на баланс ставятся в основном мелкие месторождения и месторождения с трудноизвлекаемыми запасами (ТрИЗ), а крупных месторождений уже открывается мало.
Но это не учитывает потенциал Арктики, где месторождения мало исследованы, в большинстве случаев имеется только оценка потенциала в качестве ресурсов.
Речь может идти о 10ках трлн м3 газа и миллиардах тонн нефти.
Венское соглашение ОПЕК+ по сокращению добычи нефти.
Нынешняя и прежняя договоренности послужили балансировке рынка нефти.
Текущую ситуацию на рынке более-менее спокойная и стабильная.
Волатильность на рынке сейчас невысокая, а уровень нефтяных цен более-менее приемлем и для экспортеров, и для потребителей.
Динамика Венского соглашения.
А. Новак напомнил, что 1я договоренность стран ОПЕК и не-ОПЕК была достигнута в декабре 2016 г.
В течение 1,5 лет все стороны выполняли соглашение, вплоть до 2го полугодия 2018 г.
Тогда появились признаки перегрева рынка, а цены росли слишком быстро, что вынудило оперативно скорректировать соглашение и добыча суммарно выросла на 1 млн барр./сутки.
Потом ситуация вновь изменилась и в декабре 2018 г. было заключено новое соглашение ОПЕК+, которое будет действовать в 1м полугодии 2019 г.
Страны ОПЕК+ сократят добычу относительно октября 2018 г. на 1,2 млн барр./сутки, из них 800 тыс. барр/сутки возьмет на себе ОПЕК и 400 тыс. барр/сутки - страны вне ОПЕК.
Дискуссия была очень серьезная, в т.ч. обсуждались и особенности сокращения добычи в РФ.
Еще в 1й раз, 2 года назад, когда Россия выходила на цифру сокращения в 300 тыс. барр/сутки, делалась это плавно, в течение нескольких месяцев.
Такова специфика добычи в России в условиях Крайнего севера и низких температур в зимний период, когда технически невозможно одномоментно завинтить вентиль и снизить добычу.
Резко глушить скважину зимой очень опасно, поскольку есть риск, что в будущем добыча может быть не восстановлена и это будут безвозвратные потери.
Поэтому и в рамках нового соглашения ОПЕК+, Россия будет постепенно выходить сокращение добычи до оговоренного уровня (на 228 тыс. барр./сутки).
Россия полностью исполняет взятые на себя в рамках соглашения ОПЕК+ обязательства и постепенно сокращает добычу.
В течение 2 месяцев, к 1 февраля, Россия вышла на сокращение добычи в 90-100 тыс. барр/сутки относительно октября 2018 г.
А учитывая, что в декабре 2018 г. показатели добычи в России были выше, чем в октябре примерно на 50 тыс. барр./сутки, то относительно декабря сокращение достигло 140-150 тыс. барр./сутки.
Темпы сокращения добычи нефти Россией - высокие.
На уровень сокращения, согласованный в рамках ОПЕК+, Россия может выйти к концу марта - началу апреля 2019 г.
По поводу предстоящего заседания Мониторингового комитета ОПЕК+ (JMMC), которое пройдет во 2й половине марта 2019 г. в г. Баку, А. Новак конкретных прогнозов не озвучил.
На решения, которые могут быть приняты на заседании JMMC, влияют многие, зачастую непредсказуемые факторы.
Эти факторы обусловлены, в частности, теми или иными действиями отдельных стран, например санкции США в отношении Ирана и Венесуэлы.
Российские компании в Венесуэле.
Российские компании в Венесуэле не испытывают каких-либо проблем, связанных с эскалацией политической ситуации в стране, и не понесли никаких потерь, связанных с добычей нефти.
Компании очень внимательно следят за ситуацией.
У нас нет информации о каких-либо проблемах или потерях.
Работа идет как обычно.
Напомним, что нефтегазовая ситуация в Венесуэле очень похожа с иранской, когда США ввели санкции.
Тогда власти Ирана были вынуждены использовать нефтеналивные танкеры в виде временных хранилищ нефти, хотя и отрицали это.
Российские компании, как и Valery Energy и Chevron, работают в Венесуэле через СП с PDVSA.
В далеком 2011 г. более опрошенных читателей Neftegaz.RU одобряли участие российских компаний в разработке месторождений пояса Ориноко.
Однако добытая тяжелая, высоковязкая нефть, остается непроданной, поскольку покупатели стали нерешительны в покупке санкционной нефти.
Это сейчас экономически невыгодно для НПЗ США, традиционно использующих в техпроцессах нефтепереработки именно такую нефть, но политически выгодно, чтобы сместить Н. Мадуро.
Долго так американцы продержаться не смогут, потому что на легкой нефти, которая в избытке добывается в сланцевых формациях США, эти НПЗ работать не смогут.
Поэтому идет игра нервов.
Американцы опасаются начинать военную операцию против Н. Мадуро, который пользуется поддержкой властей Китая и РФ.
На недавней встрече глав МИД РФ, Китая и Индии, китайская сторона жестко заявила о том, что военное решение проблемы в Венесуэле неприемлемо, а С. Лавров вообще пригласил исполнительного вице-президента Венесуэлы Д. Родригес 1 марта 2019 г. неспешно обсудить проекты в энергетике и ситуацию в дружественной стране.
В Венесуэле теперь тоже более 8 млрд баррелей сырой нефти хранится на морских нефтеналивных танкерах, потому береговые нефтетерминалы заполнены.
Ситуация, как в задачке про бассейн, в который вливается больше, чем выливается.
Нетрудно предположить, что если ситуацию не переломить, то можно ждать от российских компаний в Венесуэле информации о проблемах.
Впрочем, проблемы уже есть.
Избыточность предложения венесуэльской нефти тормозит работы на поясе Ориноко, в тч модернизацию добычных мощностей, которую проводит Роснефть в СП с PDVSA.
Автор: Е. Алифирова, О. Бахтина