Ташкент, 15 дек - ИА Neftegaz.RU. Проект по строительству нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) компании Jizzakh Petroleum в Узбекистане приостановлен на 1 год.
Планы по строительству НПЗ в Джизакской области Узбекистана были анонсированы в июне 2017 г., а само строительство началось в декабре 2017 г.
Для реализации проекта было создано СП Jizzakh Petroleum, в котором Узбекнефтегазу принадлежит доля участия 60%, а у Gas Project Development Central Asia AG (GPD, дочки Gazprom International) - 40%.
Генподрядчиком проекта выступает Enter Engineering Pte Ltd, контролируемая Газпромбанком.
В июле 2018 г. стало известно, что Jizzakh Petroleum будет использовать технологии Honeywell UOP для строительства НПЗ.
Стоимость проекта оценивалась в 2,2 млрд долл. США, ввод в эксплуатацию был намечен на 2022 г.
Проектная мощность предприятия должна была составить 3,7 млн т/год топлива стандарта Евро-5, 700 тыс. т/год авиационного керосина и 300 тыс. т/год сопутствующих нефтепродуктов.
Перерабатывать Джизакский НПЗ по плану должен был 5 млн т/год углеводородного сырья, поступающего, в частности, из РФ и Казахстана.
Но проект столкнулся с проблемами с поставками нефти, что привело к его заморозке.
Для обеспечения поставок нефти на будущий НПЗ предстоит восстановить магистральный нефтепровод (МНП), разобранный и сданный на металлолом еще в 1990е гг. на территории Казахстана.
По сути предстоит построить заново МНП протяженностью около 100 км с выходом к нефтепроводу Омск - Павлодар - Чимкент на территории Казахстана.
Кроме того, нерешенным оставался вопрос о том, кто оплатит 240 тыс. т балластовой (технологической ) нефти, необходимой для первичной закачки в МНП и поддержания давления в трубе.
До ввода в эксплуатацию НПЗ, Jizzakh Petroleum хотела временно заняться реализацией нефтепродуктов из России, продавая ГСМ через сеть АЗС уже с января 2018 г.
Нет ничего более постоянного, чем временное.
В сравнении с необходимостью вкладывать 2,2 млрд долл. США в проект и еще добавьте около 0,5 млрд долл. США на строительство нефтепровода - отвода.
Вероятно, рентабельность проекта разочаровала СП, и стало гораздо легче просто торговать импортируемыми российскими нефтепродуктами, сразу получая прибыль.
Для Узбекистана поставки нефти - вопрос очень чувствительный.
В настоящее время в стране работают Бухарский и Ферганский НПЗ совокупной мощностью более 11 млн т/год.
По неофициальным данным, их загрузка не превышает 50%.
В планы Узбекистана входит модернизация НПЗ, к которой могут быть привлечены китайские партнеры.
Также на территории Узбекистана работает небольшое узбекско-российское СП Джаркурганнефтепереработка, специализацией которого является переработка тяжелой нефти.
Помимо этого, Узбекистан экспериментирует с альтернативными технологиями производства топлива.
Идет реализация нескольких проектов по производству синтетического топлива из газа (процесс GTL - gas to liquid), а также из угля (CTL - coal to liquid).
Однако дело не только в поставках нефти.
В целом, свободная экономическая зона Джизак создается с большими проблемами и Джизакский НПЗ - печальный, но не единственный пример не очень удачной реализации проекта.
Сообщается, что в виду экономической нецелесообразности под сомнение поставлена организация автосборочного производства легких коммерческих автомобилей Peugeot и Citroen, предназначенных для перевозки пассажиров и грузов.
Изначально предполагалось, что на 1м этапе с конвейера сборочного производства в свободной экономической зоне Джизак будет сходить 16 тыс. автомобилей в год.
Автор: Е. Алифирова, О. Бахтина