Москва, 8 ноя - ИА Neftegaz.RU. Нефтяные мейджоры, в числе которых Роснефть, ЛУКОЙЛ и Газпром нефть, с июня 2018 г. начали сокращать или отменять скидки корпоративным клиентам по топливным картам.
Реакция нефтяных мейджоров на попытки властей экспроприировать сверхприбыль не заставила себя ждать.
Логика компаний понятна - стремление заработать больше денег - это основной принцип капиталистической экономики.
Стремление заработать больше денег заставляет компании развиваться, вкладывая часть прибыли в развитие геологоразведочных работ (ГРР), новых технологий добычи нефти и газа на суше и на шельфе, в модернизацию своих НПЗ.
На совещании 31 октября 2018 г у Д. Козака власти принудительно заставили нефтяные компании искусственно ограничить прибыль, обязав зафиксировать оптовые цены на бензин и дизтопливо на уровне июня до конца 2018 г., а в 2019 г. индексировать его не выше инфляции.
При нарушении договоренности, правительство пригрозило ввести заградительные пошлины на нефть.
Выполнение мейджорами соглашения с правительством, как минимум, означает снижение роста инвестиций в развитие нефтегаза страны.
Рост цен на бензин на АЗС в развивающейся экономике - это нормально, но только при одновременном росте благосостояния владельцев автомобилей, потребляющих это топливо.
Проводя непопулярную Пенсионную реформу, власти показывают, что инструментов повышения благосостояния граждан в стране уже просто нет.
Рост цен на бензин при снижении поддержки населением властей - это гремучая смесь , которая может доставить много проблем.
Поэтому власти тихоньку внедряют идею помощника президента РФ А. Белоусова, который в августе 2018 г невинно предложил В. Путину увеличить налоги для горнодобывающих и химических предприятий, а также производителей удобрений.
По ним это предложение не прошло, а вот на нефтянке - опробовано.
Впрочем и здесь власти действуют осторожно, отымая сверхприбыль в угоду стабилизации цен на бензин, можно поссориться с олигархами, поддержка которых для власти критически важна на фоне падения популярности.
Опасность таких решений давно предсказал в своих карикатурах датский художник-карикатурист, коммунист Х. Бидструп.
Бумерангом это может вернуться властям.
Экспроприируя часть прибыли у нефтянки, власти дают компаниям вектор направления действий.
Неудивительно, что нефтяные мейджоры решили сделать также - запустить руку в прибыль компаний, пользующихся корпоративными топливными картами.
Таким образом крупные компании нашли способ скрыто повышать розничные цены на бензин и дизтопливо на своих АЗС в условиях договоренностей с правительством о заморозке цен.
Как сообщает Коммерсантъ, корпоративным клиентам обещано введение наценок, так называемых сервисных сборов за пользование топливными картами.
Первой компанией, которая ввела наценки вместо скидок для корпоративных клиентов по топливным картам, стала Газпром нефть.
«Газпром нефть корпоративные продажи» осуществила поэтапное изменение условий продаж по топливным картам в пользу развития сервисных предложений, а текущие условия для корпоративных клиентов зависят от объемов потребления и географических особенностей региона.
Роснефть уже отменила скидки для корпоративных клиентов.
На заправках ЛУКОЙЛа скидки остаются, однако условия для клиентов по картам стали хуже.
Обычно говорливый И. Джус из аппарата Д. Козака молчит, появилась лишь вялая информация, что правительство не обладает информацией о клиентских программах сетей.
Стремительно откомментировалась лишь «Газпромнефть – корпоративные продажи», сообщив, что с 1 декабря 2018 г Газпром нефть введет плату за информационные сервисы для корпоративных клиентов, оплачивающих топливо специальными картами, но этот сервисный сбор не является наценкой.
Представитель компании сообщил, что введение сбора за их использование - это распространенная рыночная практика, и Газпром нефть последней среди мейджоров вводит такие сборы, сохраняя возможность приобретения топлива за наличный расчет или с использованием топливной карты».
Ритейлеры и логистические компании стали жаловаться на рост топливных расходов, обещая заложить это в цену своих услуг, что должно повлечь и рост цен на перевозимые товары и продукты.
Расходы на ГСМ - одна из ключевых статей в себестоимости перевозки, повышение непременно поведет за собой рост тарифов.
Напомним, что транспортники России еще в конце июня 2018 г., сразу после майского скачка цен обратились в В. Путину с просьбой решить ситуацию на внутреннем рынке нефтепродуктов, пояснив, что у транспорта в себестоимости моторное топливо составляет 30% - 50%.
Резкий рост цен мог бы привести не только к росту тарифов, но и к банкротству предприятий.
Тогда ситуацию стабилизировали, но, как оказалось, не надолго.
Автор: Д. Савосин, О. Бахтина