USD 93.5891

+0.15

EUR 99.7934

+0.07

Brent 90.41

+0.04

Природный газ 1.685

-0

4 мин
...

Ю. Борисов. Межправсоглашения по строительству газопровода Иран - Пакистан - Индия могут быть подписаны в ближайшее время

Не будем забывать, что повышение цены 1 барреля нефти на 1 долл США приносит России дополнительно около 1,5 млрд  долл США/год, Ирану - около 0,9 млрд долл США/год, что определяет общие интересы.

Ю. Борисов. Межправсоглашения по строительству газопровода Иран - Пакистан - Индия могут быть подписаны в ближайшее время

Москва, 14 сен - ИА Neftegaz.RU. Все международные соглашения для запуска работы над магистральным газопроводом (МГП) Иран - Пакистан - Индия (ИПИ) могут быть подписаны в ближайшее время.

Об этом 14 сентября 2018 г сообщил вице-премьер РФ Ю. Борисов по итогам заседания межправительственной российско-индийской комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству.

 

По словам Е. Борисова, работа в этом направлении активно идет.

Ожидается, что в ближайшее время межправительственные меморандумы по МГП Иран - Пакистан - Индия будут подписаны.

Это ляжет уже в основу практической реализации этого проекта, сообщил Ю. Борисов.

 

Оптимизм Е. Борисова по поводу МГП ИПИ сложно разделить.

Проект газопровода из Ирана в Индию через территорию Пакистана далеко не новый, он обсуждался еще в 1995 г.

Предполагалось, что протяженность МГП ИРИ составит 2775 км (1 724 мили) от газового месторождения Южный Парс в Персидском заливе через пакистанский город Хуздар, с одним ответвлением к г Карачи и продолжением до г Мултана, а затем в Индию. 

Потенциальная пропускная мощность -  150 млн м3/сутки газа, в ты Пакистан - 60 млн м3/сутки  и в Индию - 90 млн м3/сутки.

Стоимость МГП - примерно в 7,5 млрд долл США.

Выбран сухопутный маршрут, поскольку он был в 4 раза дешевле, чем глубоководный маршрут.

 

Этот МГП даст Ирану увеличит влияние в Южной Азии. 

Для обеспечения энергетической безопасности Индия и Пакистан готовы были сотрудничать с Ираном.

Потребление энергоресурсов  в Индии более 537 млн тнэ/год, Пакистана - более 54 млн тнэ/год, причем динамика роста потребления высока, и собственных ресурсов не хватит, это точно.

В апреле 2008 г Индия и Пакистан провели переговоры по проектам МГП IPI и МГП Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (TAPI), заявив, что оба МГП одинаково важны для энергобезопасности стран.

МГП ТАПИ активно поддерживают США.

В 2013 г проект МГП ИПИ был заморожен из-за введения санкций против Ирана в связи с ядерной программой, хотя США утверждали еще, что власти Ирана игнорируют волю международного сообщества и поддерживают некий терроризм.

После принятия совместного и всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе и снятия санкций с Ирана, в 2017 г к проекту вернулись.

Для России Пакистан и Индия - это откровенно новый рынок, вход на который повышает эффективность нефтегаза страны.

Тема Ирана чрезвычайно волатильно влияет на нефтяной рынок, поэтому - это хороший инструмент для властей России.

Не будем забывать, что повышение цены 1 барреля нефти на 1 долл США приносит России дополнительные доходы в размере около 1,5 млрд  долл США/год, Ирану - около 0,9 млрд долл США/год, что определяет общие интересы.

Но есть и еще интерес властей РФ - реализация МГП ИПИ позволит направить иранский газ не в Европу, а на восток, что благоприятно для Газпрома, который стремится сохранить лидерство на газовом рынке Европы и строит МГП Северный поток-2.

Российско - иранской газотранспортной дружбы было не избежать, и в ноябре 2017 г Минэнерго РФ и Миннефти Ирана подписали меморандум, который предполагает российскую поддержку поставок газа из Ирана в Индию.

Тогда же Газпром подписал с Ираном меморандум о возможности участия в разработке 4 месторождений - Farzad-A, Farzad-B, North Pars и Kish.

В качестве возможных вариантов монетизации газа Газпром рассматривает проект МГП Иран - Пакистан - Индия, а также СПГ-завода Иран СПГ (Iran LNG).

 

Отдельно о заинтересованности в энергоресурсах у Индии.

В последние годы индийская экономика растет темпами, опережающими среднемировые темпа развития.

Власти Индии хотят удержать высокий тмеп развития до 20130 г, надеясь за этот период вывести большие слои населения из нищеты и выполнить свою задачу по превращению страны в основную глобальную державу.

К 2030 г власти Индии предполагают вывести страну на 3 место в мире по объемам энергопотребления.

Предполагается, что спрос на первичные энергоносители в Индии возрастет до 1,3 трлн тнэ/год в 2030 г, а генерирующие электроэнергию мощности возрастут до почти 8 000 ГВт. 

Пока Индия генерирует 70 % своей электроэнергии и 50 %  общей энергии из угля, хотя индийский уголь чрезвычайно грязный и имеет низкую калорийность, но в 2 раза больше золы и твердых частиц, чем качественный уголь.

Тепловые электростанции (ТЭС) на газе гораздо эффективнее, в тч и в вопросах выбросов , поэтому это тоже подогревает спрос на газ в Индии.

Объемы газа собственной добычи в Индии составляют около 80 млн м3/сутки, при растущем спросе от 170 млн м3/сутки до 270 млн м3/сутки (по данным Wood Mackenzie) к 2020 г. Таким образом, импортировать Индия должна будет около  190 млн м3/сутки газа уже в 2020 г.

Причем Индия планирует около 55 млн м3/сутки закрыть за счет импорта СПГ. 

 

Пакистан потребляет гораздо меньшие объемы первичных энергоносителей, но там такая же печальная ситуация.

Пакистан находится в аналогичной ситуации, но его общий спрос на энергию составляет лишь небольшую часть спроса Индии.

Только 60 % пакистанских домохозяйств в настоящее время имеют электричество, и только 18 % - доступ к ГТС для отопления.

Ожидается, что спрос на электроэнергию в Пакистане в течение следующих 10 лет увеличится на 150 % . 

 

Любопытно, что в проекте МГП ИПИ маячит Китай, который, теоретически, может заместить экспортируемые объемы Индии в проекте.

 

Проект МГП ИПИ будет реализован, но сложности имеются. 

Так, в Индии есть мнение, что с проектом сопряжено несколько «раздражителей», главной из которых служат проблемы в сфере безопасности, особенно в пакистанском Белуджистане.

Здесь риски, конечно меньше, чем риски ТАПИ в охваченном междоусобицей Афганистане, но племена там тоже слишком самостоятельные.

Но гораздо более весомым фактором являются санкции США в отношении Ирана.

Напомним, что 2й пакет санкций США против Ирана, касающийся энергетического сектора страны, вступает в силу 4 ноября 2018 г.

Индия практически отказалась от МГП ИПИ в 2008 г после введения ядерных санкций США против Ирана.

 

Справедливо и то, что эффект от санкций становится все меньше и меньше, что делает перспективы реализации МГП ИРИ все более вероятными.

 

 



Автор: Е. Алифирова, О. Бахтина


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram