Москва, 11 июл - ИА Neftegaz.RU. 3 июля 2018 г. Госдума в 1м чтении приняла законопроект о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли, предполагающий с 1 января 2019 г. постепенное снижение ставки вывозной таможенной пошлины на нефть до 0% (с нынешних 30%) от цены нефти в течение 6 лет.
Минфин уже «потирает руки» - по расчетам ведомства, по результатам завершения налогового маневра доходы федерального бюджета в 2021 г вырастут на сумму порядка 300 млрд руб, в частности, за счет увеличения суммы налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Но не все так просто. Для крупнейших нефтегазодобывающих компаний, поддерживаемых федеральным правительством, имеющих собственные добывающие активы, и для которых нефтепереработка является в большей степени лишь частью бизнеса, налоговый маневр может быть и не так страшен.
Тем более, что Роснефть, Газпром нефть, ЛУКОЙЛ, Сургутнефтегаз и ННК согласно законопроекту, имеют право на возвратный акциз без учета квот на поставки бензинов на внутренний рынок.
В отличие от независимых НПЗ, которым завершение маневра потихоньку грозит банкротством.
Независимый НПЗ, не входящий в структуру ВИНК и не имеющий прямого доступа к сырью, но способный производить дизтопливо и бензины стандарта Евро-5, просто не выживет без возврата акцизов на нефтяное сырье.
Такие предприятия всегда зависели от поддержки, особенно региональных властей.
Расчеты просты: объем производства высокооктановых бензинов на таких заводах в среднем составляет 600-700 тыс т/год, т.е. меньше 10% от общего объема переработки (8-9 млн т/ год), и увеличить этот показатель вряд ли получится, что в свою очередь приведет к невозможности использования возврата акциза.
Кроме того, независимые НПЗ просто не смогут реализовать весь объем выпущенных нефтепродуктов на региональных рынках, а рынки сбыта соседних субъектов РФ уже имеют своих поставщиков.
В этом случае коммерческое предприятие также не сможет рассчитывать на возврат.
Что уж тут говорить о бодрых темпах принятия законов в Госдуме, которые попросту не дают независимым НПЗ времени адаптироваться к новым условиям.
Еще одна «болевая точка» - модернизация НПЗ.
Во-первых, в большинстве случаев у независимых НПЗ она проходит в рамках программ кредитования, а во-вторых, даже по итогам модернизации объемы производства на таких заводах не предусматривают производство 10% автомобильного бензина от переработки нефтяного сырья.
То есть после завершения льготного периода налогообложения (а он действует до 01 января 2024 г) такие предприятия больше не смогут обслуживать свои кредитные линии, полученные для строительства установок вторичной переработки.
Иначе говоря, изменение налогового законодательства, как бомба замедленного действия, приведет к существенным убыткам независимых НПЗ уже по совершенным инвестициям, а также сделает нецелесообразным запланированные программы модернизации и лишит компании возможности обслуживания кредитных линий.
Как итог – банкротство.
Не секрет, что независимые НПЗ вообще гораздо больше зависят от рыночной конъюнктуры, в отличие от тех же ВИНКов.
Например, недавний резкий рост цен на бензин сразу привел к закрытию части независимых заправочных станций, поскольку клиентам стало выгоднее заправляться на заправках крупных нефтяных компаний, способных удерживать более низкие цены.
С учетом возможного закрытия независимых НПЗ, ситуация может только ухудшиться, что в свою очередь приведет к дальнейшему снижению маржи независимых АЗС и прекращению из работы.
А ведь независимые НПЗ крайне важны для своих регионов, поскольку являются крупнейшими налогоплательщиками, работодателями и поставщиками автомобильного топлива на региональные рынки.
Тот же Яйский НПЗ является ключевым предприятием в Кемеровской области (его, кстати, активно поддерживал ныне ушедший из политики О. Тулеев), Антипинский НПЗ практически полностью обеспечивает Тюменскую область собственными нефтепродуктами, хотя ранее все топливо в нефтегазовом регионе было привозным.
И таких примеров много.
По мнению многих представителей независимого нефтяного сектора, законопроект приведет не только к закрытию многих НПЗ и существенному росту цен на моторные топлива на внутреннем рынке, но и к невозможности оперативного регулирования цен на бензин в связи с отсутствием экспортных пошлин на нефтепродукты, обнуление которых предусматривается маневром.
Кроме того, независимые НПЗ сетуют на присутствие в законе «лазеек» для ВИНКов, что совершенно точно приведет к созданию дискриминационной ситуации на рынке.
Более того, выход из бизнеса частных АЗС повлечет за собой дополнительные логистические затраты ВИНКов на поставку топлива в регионы.
Но, конечно, траты эти будут переложены на конечных потребителей.
Таким образом, Правительству РФ не мешало бы еще раз проработать все нюансы, чтобы закон так явно не ущемлял интересы столь обширной бизнес-прослойки.
Кстати, сами независимые НПЗ не выступают категорично за отмену закона, а хотят хотя бы обоснованного диалога с властями, чтобы добиться адекватных мер поддержи для них, как полноправных участников рынка.
Такими мерами могли бы стать, например:
- включение в число получателей вычета по акцизу на нефтяное сырье организаций, заключивших соглашения о модернизации НПЗ и исполняющих их без ограничения срока действия (то есть без отмены его применения с 01 января 2024 г.);
- отсрочка введения в силу поправок для отдельных предприятий отрасли, проходящих процесс модернизации, поскольку им необходимо время завершить создание современных производств и рассчитаться с кредитами;
- дополнение критериев предоставления вычета – дать его производствам дизельного топлива класса 5 с возможностью реализации продукции не только на внутреннем рынке, но и на экспорт;
- введение коэффициента, учитывающего логистическое отставание НПЗ (по сравнению с НПЗ, расположенными в непосредственной близости от рынков сбыта/портов).