ВР может войти в состав акционеров Харампурнефтегаза, дочки Роснефти.
Bundeskartellamt, антимонопольное ведомство Германии, сообщило, что 13 декабря 2017 г получило ходатайство BP о приобретении доли участия в Харампурнефтегазе путем косвенного контроля.
Ходатайству присвоен номер B8-131/17, ведомство ведет проверку.
Если в течение месяца Bundeskartellamt не выявит никаких, то даст одобрение на сделку.
Доля участия, на которую претендует BP, пока не называется, но речь может идти о 49%.
Харампурнефтегаз до недавнего времени называлась РН-Забайкалье.
В сентябре 2017 г в ходе реорганизации, компания была переведена с Нефть-актив на профильный газовый холдинг РН-Газ
В конце ноября 2017 г компания поменяла название.
Роснефть владеет лицензией на Харампурский и Усть-Харампурский участки недр, месторождение Харампурское ПК1, Т газ (Кынско-Часельский участок недр) в Ямало-Ненецком автономном округе.
В ноябре 2013 г совет директоров Роснефти утвердил интегрированный проект разработки газовых залежей (сеноман ПК1 и турон Т) Харампурского месторождения.
1й этап предусматривает, что из газовых залежей Харампурского месторождения будет добыто более 190 млрд м3 природного газа.
Основная добыча будет вестись из сеноманских залежей (8 млрд м3/год), отличающихся высокой продуктивностью и низкой стоимостью извлечения газа.
Еще 1 млрд м3/год планируется добывать из туронской залежи, получившей значительные льготы по НДПИ (79%).
Роснефть планирует начать промышленную добычу газа в 2019 г, ввод установки комплексной подготовки газа (УКПГ) и подключение к единой системе газоснабжения (ЕСГ) намечены на сентябрь-октябрь 2019 г.
Роснефть начала экспериментальную добычу из туронской залежи на Харампурском месторождении в 2014 г.
Но с полномасштабным освоением туронской залежи, которая даст дополнительно 16 млрд м3/год газа на полке, у Роснефти пока определенности нет.
Это сложный проект для компании и привлечение BP поможет Роснефти в реализации этого проекта.
Тем более, что потенциал дальнейшего наращивания добычи на Харампурском месторождении связан с полномасштабной разработкой туронских залежей, на которые приходится 80% запасов месторождения.
В целом по данным на начало 2017 г запасы Харампурского месторождения оценивались в 975 млрд м3 газа и 78 млн т нефти по категориям АВ1+В2.
Согласно стратегии развития газового бизнеса, Роснефть к 2020 г планирует стать лидером среди независимых производителей газа и добывать 100 млрд м3/год газа.
У BP тоже свои стратегические планы - до 2021 г BP намерена нарастить добычу углеводородов до 4 млн бнэ/сутки, сфокусировавшись на газовых проектах.
BP планирует увеличить долю газовых проектов в своем портфеле активов с 50% на данный момент до 60% к 2025 г.
Совпадение планов сподвигло компании в июне 2017 г к заключению соглашения о стратегическом сотрудничестве в газовой сфере и подписанию меморандума о взаимопонимании в отношении купли-продажи природного газа.
Предполагается, что это соглашение позволит Роснефти получить эффективный канал для монетизации газа, а также заложит основу для разработки новых месторождений, в т.ч, содержащих запасы трудноизвлекаемого газа.
Но об эффективной монетизации газа говорить не приходится, пока у Роснефти нет доступа к к экспортным поставкам газа.
Позиция Газпрома известна - свободных мощностей нет, да и роль посредника для поставок экспортного газа иностранным покупателям Газпрому не интересна.
Тем не менее, у BP, похоже есть основания рассчитывать на лучшее.
В целом BP очень довольна сотрудничеством с Роснефтью и намерена продолжать развитие бизнеса в России.
В настоящее время BP является партнером Роснефти по 2 проектам.
В июне 2015 г BP приобрела 20 Таас-Юрях Нефтегазодобыча, которое разрабатывает Среднеботуобинское месторождение в республике Саха (Якутия).
Сумма сделки составила 750 млн долл США.
В ноябре 2016 г BP получила 49% в СП Ермак Нефтегаз, которое будет вести геолого-разведочные работы в Западной Сибири и бассейне рек Енисей и Хатанга.