Минфин РФ не готов предоставлять налоговые кредиты НПЗ за счет топливных акцизов.
Об этом 4 декабря 2017 г сообщил директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ А. Сазанов.
Премьер-министр РФ Д. Медведев ранее поручил Минфину РФ и Минэнерго РФ до 15 января 2018 г представить в правительство предложения по стимулированию дальнейшей модернизации нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).
Поручение было дано по итогам совещания о развитии нефтяной отрасли в РФ.
В качестве возможных вариантов Минфин РФ предлагал ввести практику отрицательного акциза - выплаты определенной компенсации НПЗ из уплаченного им акциза за каждую тонну переработанной нефти, если после модернизации завод увеличивает выход светлых нефтепродуктов.
В свою очередь Минэнерго РФ предложило вариант налогового кредитования, когда НПЗ вовсе освобождается от уплаты акцизов на время модернизации с обязательством выплатить такой кредит в последующие годы.
Между тем, Минфин РФ считает, что Минэнерго РФ должно искать другие механизмы поддержки нефтепереработки.
По мнению А. Сазонова, налоговое кредитование – невозможный механизм.
Кредитование невозможно, потому что акцизы идут в дорожный фонд.
Соответственно, кредитовать за счет акцизов означает выпадающие доходы дорожных фондов, что в сложившейся экономической ситуации просто невозможно.
Сейчас оба ведомства прорабатывают другие механизмы для поддержания переработки нефти в РФ.
Вопрос о дополнительных мерах по стимулированию нефтепереработки возник в связи с возвратом министерств к дискуссии о налоговом маневре в нефтянке.
Правительство РФ уже несколько лет обсуждает такой маневр, предполагающийся поэтапное снижение - вплоть до обнуления - экспортной пошлины на нефть с одновременным повышением налогообложения добычи.
На сегодняшний день в России модернизировано чуть больше половины НПЗ, а действующая экспортная пошлина по сути является субсидией, которая позволяет обеспечить минимальную маржинальность их работы.
Минфин РФ настаивает на завершении маневра, соглашаясь предоставлять поддержку только эффективных переработчиков, а не тех, кто, пользуясь общей льготной системой, вывозит под видом нефтепродуктов слегка переработанную нефть.