Если не будут приняты немедленные меры федерацией и провинциями, чтобы разобраться в их политических различиях в отношении толкования и применения 18-й конституционной поправки в части разведки нефти и газа, то последствия могут быть катастрофическими.
Об этом 9 ноября 2017 г печально говорили эксперты по энергетике и аналитики на круглом столе, проведенном Институтом политических исследований (IPS) в г Исламабаде.
18я поправка к Конституции Пакистана была принята Национальной ассамблеей Пакистана 8 апреля 2010 г и существенно уменьшила власть президента Пакистана, превратив страну из полупрезидентской в парламентскую республику. При этом, Северо-Западная пограничная провинция была переименована в Хайбер-Пахтунхва.
Однако после принятия поправки появилась неоднозначность в толковании прав федерального и региональных правительств в части разведки и добычи нефти и газа.
Министерству нефти и всем нефтегазодобывающим провинциям было поручено разработать правила, касающиеся нефтяных концессий в соответствии с Политикой разведки и добычи нефти в 2012 г, но прогресса так и нет.
Из-за сложившейся тупиковой ситуации с 2014 г прекратилась деятельность по разведке нефтегазовых месторождений, и нефтегазовые мейджоры либо ушли, либо находятся на грани закрытия своих деловых операций в стране.
В стране наблюдается стабильный дефицит газа.
Власти страны активно занимаются ростом импорта СПГ, реализуя проекты регазификационных СПГ-терминалов в Пакистане.
К примеру, 20 ноября 2017 г премьер-министр Пакистана Ш. Аббаси (Shahid Khaqan Abbasi) откроет уже 2й СПГ- терминал в порту Касим (Qasim).
Круглый стол «Статус нефтегазовой разведки & добычи в Пакистане: обсуждение стратегии будущего» под председательством М. Хассана (Mirza Hamid Hassan) был организован Комитетом по энергетике, воде и изменению климата IPS.
Тезисы от М. Хассана:
- эта ситуация - провал как на федеральном, так и на региональном уровне;
- было время, когда природный газ собственной добычи удовлетворял 50 % потребностей в энергии в Пакистане;
- жаль, что страна в настоящее время в значительной степени зависит от внешних источников для удовлетворения потребностей в энергии;
- Пакистан пользуется низкими ценами на нефть за последние 2 года, но теперь цены снова растут из-за суматохи в арабском мире ... и ожидается, что они будут продолжать оказывать сильное давление на валютные резервы страны;
- общая ситуация выглядит мрачной для энергетического сектора Пакистана, поскольку ресурсы в стране не изучаются и не используются из-за отсутствия понимания и конфликта интересов между провинциальным и федеральным правительством.
Бывший федеральный секретарь А. Мехмуд (Ashfaq Mehmood) для начала предлагает хотя бы подготовить дорожную карту для делегирования полномочий и определения потребностей федералов и провинций, считая, что важную роль сыграют такие аналитические центры, такие как IPS», - добавил он.
Основной доклад сделал М. Разиуддин (Mohammad Raziuddin) -директор компании Хайбер-Пахтунхва (Khyber Pakhtunkhwa Oil & Gas Company ltd, KPOGCL).
Это любопытно, потому что провинция Хайбер-Пахтунхва хочет получить больше автономии от федеральной власти.
Тезисы доклада:
- KPOGCL прилагает усилия для привлечения инвестиций для начала исследований и разработок на нефть и газ в 8 блоках провинции Khyber Pakhtunkhwa;
- есть потенциал для увеличения ВВП с 25 млрд долл США до 125 млрд долл США к 2025 г путем увеличения добычи нефти и газа;
- немножко покритиковал Пакистанское агентство по разведке и добыче нефти (PPEPRA);
- ни 1 блок не был предложен для участия в торгах с 2014 г из 35 ожидающих;
- лицензии, предоставленные до 2012 г, истекли и не продлеваются, потери федерального правительства составляют более 20 млрд рупий в виде роялти, тогда как провинция Хайбер-Пахтунхва теряет 5,8 млрд рупий/год роялти из-за снижения добычи.
- предложил ограничить функции PPEPRA только регулированием ценообразования и концессионного управления на континентальном шельфе, в федеративно-административных районах племен (FATA), в провинциях Азад Джамму и Кашмир (Azad Jammu and Kashmir), и Гилгит-Балтистан (Gilgit-Baltistan), а председателя PPEPRA назначать на основе ротации между федерацией и провинциями. У провинций должны быть свои собственные регулирующие органы для управления концессиями.
Интерес России к нефтегазу Пакистана связан с перспективами поставок СПГ и строительства магистрального газопровода (МГП) Север-Юг.
опрошенных читателей агентства Neftegaz.RU считают недостаточными действия властей РФ по выходу на нефтегазовый рынок Пакистана.