Корабли Тихоокеанского флота (ТОФ) отправились на остров Матуа, чтобы погрузить оборудование и личный состав научно-исследовательской экспедиции.
Об этом Минобороны России сообщило 7 сентября 2017 г.
Внушительный тряд кораблей - 2 больших десантных корабля (БДК) Ослябля и Пересвет, киллекторное судно КИЛ-168, гидрографическое судно ГС-269, спасательный буксир СБ-522 и морской буксир Калар - вышел с Камчатки и взял курс на остров Матуа средней группы Большой гряды Курильских островов.
Много, очень много интересного можно погрузить на такое количество кораблей и судов.
В бухте Двойная острова Матуа на корабли ТОФ будет осуществлена погрузка имущества, оборудования, а также ученых-участников экспедиции от Минобороны РФ, Русского географического общества (РГО), личного состава Тихоокеанского флота и Восточного военного округа.
В настоящее время на острове Матуа завершены поисково-изыскательские работы, члены экспедиции выполняют работы по свертыванию полевого лагеря.
Размеры Матуа - 11 * 6,5 км2.
Высота пика Сарычева - 1485 метров.
Остров имел стратегическое значение в годы Второй мировой войны, т.к. был одной из крупнейших японских военно-морских баз.
В 1945 г японских военных вытеснили советские пограничники.
В 2000 г российская военно-морская база на Матуа была законсервирована, и остров стал полностью необитаем.
Экспедиции последних лет вновь обострили интерес ученых к этой земле.
С мая 2017 г на острове Матуа работали гидрогеологи, вулканологи, гидробиологи, ландшафтоведы, почвоведы, подводники, поисковики и археологи из гг Владивостока, Москвы, Камчатки и Сахалина.
В ходе работ:
- осуществлен сбор материалов для подготовки атласа-определителя морских обитателей акватории острова Матуа и соседних островов;
- проведена видеосъемка рельефа дна для анализа гидрографических характеристик;
- проведены работы по реконструированию активности вулкана Пик Сарычева за последние 100 тыс лет, определению уровня его современной активности, что необходимо для оценки вулканической опасности территории и формирования долгосрочного прогноза.
- проведены работы по поиску и исследованию объектов исторической военной техники и фортификационных сооружений периода Второй мировой войны;
- выполнены археологические работы по выявлению и изучению памятников истории и культуры различных эпох.
Если по простому, то нефти и природного газа там пока не найдено, но ВМФ РФ рассматривает остров Матуа с точки зрения перспективного базирования сил Тихоокеанского флота.
Со времен 2й мировой войны, когда японцы построили там много объектов инфраструктуры, этот остров привлекателен с точки зрения создания там военной базы.
Американцы как-то даже просили его у И. Сталина для этой цели.
На острове сохранились остатки японской инфраструктуры, позволяющей в свое время обеспечивать проживание 7 тыс военных:
- остатки военного аэродрома с 3мя взлетными полосами длиной 1200 м, который после ремонта можно вновь эксплуатировать (Одна – 400 м, на ней стояли 4 металлических ангара и шла рулежка на большую полосу длиной около 2 км. 2я полоса – 1,5 км. Ширина полос - 70 метров, по краям - желобы для стока воды. Под покрытием - уложенные трубы. До 1985 г аэродром отапливался термальными водами),
- остатки инфраструктуры, в тч система электроснабжения и тд ( большинство наземных военных объектов имеют единую соединяющую подземную галерею, есть узкоколейка для вагонеток).
Напомним, что нынешняя экспедиция - уже 2я на остров.
В мае 2016 г из г Владивостока на остров Матуа на 6 кораблях и судах отправилась самая значительная научно-исследовательская экспедиция под руководством заместителя командующего ТОФ вице-адмирала А. Рябухина (200 чел).
К июню 2016 г были обследованы прибрежные и равнинные части острова Матуа (97 исторических объектов).
В июле 2017 г военные начали вывоз крупного металлолома с острова Большой Шантар.