ЛУКОЙЛ адаптировался к работе в условиях низких цен на нефть и готов вернутся к наращиванию добычи нефти после снятия ограничений в рамках соглашения с ОПЕК.
О перспективах ЛУКОЙЛа 2 июня 2017 г поведал глава компании В. Алекперов в ходе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2017),
Падение нефтяных цен подтолкнуло ЛУКОЙЛ к организационным изменениям в компании.
Часть активов ЛУКОЙЛ продал, отказавшись от низкорентабельных активов, а также от некоторых зарубежных активов, которые не удается полноценно интегрировать.
В числе этих стан - Прибалтика, Польша, Украина, Центральная Европа, в основном Венгрия, Чехия, Словакия.
А вот активы в Турции, Болгарии, Нидерландах и Бельгии ЛУКОЙЛ сохранил, поскольку они могут быть интегрированы в существующую систему производства ЛУКОЙЛа.
Также ЛУКОЙЛ ведет целенаправленную работу по повышению производительности труда.
Благодаря этому ЛУКОЙЛ демонстрирует хорошие результаты по свободному потоку наличности и другим показателям.
По поводу Ухтинского НПЗ, который ЛУКОЙЛ также считает нерентабельным, окончательного решения компания пока не приняла, на данный момент речь о продаже не идет.
После введения большого налогового маневра розничные активы и нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) стали низкоэффективными, в результате ЛУКОЙЛ начал думать о продаже.
Конкретнее будет понятно в ноябре 2017 г, когда ЛУКОЙЛ планирует утвердить новую стратегическую программу на 10 лет.
В планах ЛУКОЙЛа на 2017 г и на ближайшие 5 лет продажа Ухтинского или других НПЗ, а также розничной сети не предусмотрена.
Но и какого-либо существенно развития не предусмотрено - инвестиции в переработку и сбыт ЛУКОЙЛ сократил до минимума, оставив их в поддерживающем режиме.
Это достаточно ожидаемо.
ЛУКОЙЛ считает, что цикл модернизации НПЗ полностью пройден, розничная сеть развиваться не будет, она будет модернизироваться.
Вместо этого ЛУКОЙЛ выбирает более эффективные направления инвестиций - это геологоразведка и разработка месторождений.
В плане добычи нефти, ЛУКОЙЛ, как и предусмотрено соглашением с ОПЕК, сократил объем нефтедобычи.
В 2017 г из-за этих ограничений и остановки добычи ЛУКОЙЛ потеряет более 2 млн т нефти, при том, что ранее в компании стимулировался рост добычи нефти.
Я впервые за 50 лет своей работы в отрасли дал команду на остановку скважины, сказал В. Алекперов.
Но это вынужденная мера.
При этом ЛУКОЙЛ не сократил инвестиции, чтобы иметь возможность быстро нарастить добычу, если будет принято решение о том, что ограничение по добыче нефти будет снято.
Арктический шельф ЛУКОЙЛ пока не интересует, даже если бы не было законодательных ограничений.
Но при ценах на нефть на уровне 50 долл США/барр вопрос утратил экономическую целесообразность и не настолько актуален на данный момент.
Тем не менее, В. Алекперов намерен ставить вопрос о доступе к арктическому шельфе и в правительстве, и на законодательном уровне, и перед президентом.
При этом ЛУКОЙЛ успешно работает на шельфе Балтийского и Каспийского морей.
У компании накоплен большой объем компетенций на шельфе - в Западной Африке, в Нигерии, и Камеруне, и Гане, ЛУКОЙЛ являемся оператором на технологически сложных проектах с глубиной воды 2800 м.
По поводу налогового регулирования, В. Алекперов считает самым важным, чтобы прекратились эксперименты с нефтяной промышленностью.
Частые изменения налогообложения в нефтяной отрасли не дают вырабатывать стратегическое направление, считает он.
Однако, в настоящее время ЛУКОЙЛ ведет переговоры по налогу на добавленный доход (НДД).
Но это не изменение налоговой системы, а эксперимент на 5 лет, и в него входит всего 15 млн т/год нефти от более 500 млн т/год, добываемых в России.
А вот масштабные изменения в отрасли ЛУКОЙЛ не приветствует.
Нельзя вводить глобальные изменения, как было при введении налогового маневра, когда объекты нефтепереработки, продуктообеспечения стали низкомаржинальными и туда практически не идут инвестиции, сказал В. Алекперов.
В будущем ЛУКОЙЛа В. Алекперов твердо уверен и подтверждает это, приобретая акции компании.
В. Алекперов на данный момент владеет 24,8% акций ЛУКОЙЛ, что соответствует требованиям российского законодательства, которое ограничивает долю владения топ-менеджмента в 25% .