Украина сделала важный шаг на пути к конкурентному и открытому рынку электроэнергии. Или еще больше усугубила и без того бедственное положение своей электроэнергетики?
Верховная рада Украины на заседании 13 апреля 2017 г утвердила закон о рынке электроэнергии, который стал камнем преткновения в развитии э/энергетики на Украине.
Закон определяет правовые, экономические и организационные основы функционирования рынка э/энергии на Украине и регулирует отношения, связанные с производством, передачей, распределением, куплей-продажей и поставкой э/энергии.
Так, закон предусматривает ликвидацию существующей модели рынка оптового покупателя, когда все производители реализуют э/энергию в виртуальный оптовый рынок, на котором государство формирует единую среднюю цену на э/энергию для энергопоставляющих компаний.
Вместо этого планируется создание ряда смежных рынков э/энергии, которые действуют в связке друг с другом.
Документ внедряет нормы 3го энергопакета ЕС, в т.ч в вопросе разделения компаний по направлениям распределения и передачи э/энергии.
Закон предусматривает 2-летний переходный период с момента вступления на внедрение всех сегментов нового рынка, в т.ч рынка 2-сторонних договоров, рынка на сутки вперед, внутрисуточного рынка, балансирующего рынка и рынка вспомогательных услуг.
Очень важный для Украины документ и очень активно поддерживаемый со стороны ЕС.
Представительство ЕС на Украине, и ранее призывавшее принять закон в сжатые сроки, назвала документ важным шагом на пути к конкурентному и открытому рынку э/энергии на Украине.
Это позволит приблизить Украину к интеграции с рынками электроэнергии ЕС.
Но не все политические силы на Украине с этим согласны.
Так, Ю. Тимошенко, в последнее время примерившая на себя роль ярого борца против роста тарифов, выступила резко против закона.
По мнению Ю. Тимошенко, это лоббистский, коррупционный закон, который забирает у украинцев атомную электроэнергию, гидроэлектроэнергию, которую страна потребляет напрямую, без посредников.
И цена на эту электроэнергию была значительно ниже цены на тепловую.
Учитывая это, Ю. Тимошенко предупредила, что речь идет о мегакоррупционной сделке, которая приведет к тотальному подорожанию электроэнергии для потребителей и узакониванию специальных посредников, которые будут покупать у государства дешевую атомную и гидроэлектроэнергию и продавать ее за границу.
Но тут стоит отметить, что к Ю. Тимошенко есть большие претензии, касающиеся контакта с Газпромом.
Премьер-министр Украины В. Гройсман пообещал, что в случае, если Нафтогаз проиграет разбирательство в Стокгольмском арбитраже Газпрому, Украина передаст России вместо денег саму Ю. Тимошенко.
На этом скандальном фоне процедура принятия закона затянулась - в 1м чтении законопроект Верховная рада приняла еще 22 сентября 2016 г.
Ко 2му чтению к документу было подано более 1135 поправок, над которым работала специально созданная рабочая группа.
На заседании 6 апреля 2017 г депутаты не смогли принять проект закона в целом и отправили его на повторное чтение.
2е чтение 13 апреля 2017 г документ успешно прошел - его поддержали 277 депутатов Верховной рады из 226 необходимых.