На Московском нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) начался монтаж секции непрерывной регенерации катализатора - высокотехнологичного оборудования современной комбинированной установки переработки нефти «Евро+».
Секция войдет в состав блока каталитического риформинга, предназначенного для производства компонентов высокооктановых бензинов экологического класса Евро-5.
Комбинированная установка по переработке нефти «Евро+» - ключевой проект 2го этапа комплексной модернизации МНПЗ.
3D-визуализация установки «Евро+»:
После введения ее в эксплуатацию, МНПЗ сможет не только перевести установки «большого технологического кольца» на 4-летний межремонтный интервал с нынешнего 2-летнего, но и обеспечить полный переход завода на увеличенный межремонтный пробег.
Что значит для многомиллионной Москвы сокращение ППР на МНПЗ, обслуживающем до 40% потребностей столицы и области в нефтепродуктах, объяснять не нужно.
Кроме этого, ввод в эксплуатацию установки «Евро+» в 2018 г позволит увеличить выход светлых нефтепродуктов на заводе, улучшить показатели энергоэффективности и еще на 11,1% сократить воздействие на окружающую среду на каждую тонну перерабатываемой нефти.
Высокоэффективную работу установки «Евро+» МНПЗ обеспечит передовая технология непрерывной регенерации катализатора, используемая в каталитическом риформинге для получения высококачественного бензина.
В отличие от других технологий, в новом блоке отработанный катализатор будет проходить все ступени регенерации в ходе производственного процесса и не потребует регулярных остановок для восстановления своей активности.
Непрерывность техпроцесса, постоянство выхода и качества получаемого риформата и ВСГ - это основное преимущество риформинга с движущимся слоем катализатора - ионных жидкостей.
Более того, установка может эксплуатироваться в жестком режиме с глубокой ароматизацией сырья при низком давлении до 1,2 МПа и низком молярном отношении водород до 5.
Оборудование спроектировано и изготовлено компанией UOP Honeywell - одним из мировых лидеров в области высокотехнологичных решений для нефтегазового сектора.
Секция монтируется из 8 технологических модулей с заранее собранным оборудованием.
Их подъем и монтаж осуществляется с помощью 2 тяжелых кранов грузоподъемностью 750 и 1350 т.
Вес каждого модуля превышает 200 т, а высота - около 35 м. В настоящий момент установлены 4 модуля.
Строительно-монтажные работы обеспечивает компания НИПИГАЗ, договор с которой был подписан 26 октября 2016 г.
Напомним, что «Евро+» сможет перерабатывать около 6 млн т/ год нефти. Будет рост выхода светлых нефтепродуктов и расширится номенклатура выпускаемой продукции:
- 1,72 млн т/год вакуумного газойля;
- 1,715 млн т/год дизельного топлива Евро-5;
- 1,410 млн т/год гудрона;
- 744 тыс т/год реактивного топлива;
- 610 тыс т/год риформата;
- 170 тыс т/год н легкой бензиновой фракции;
- 119 тыс т/год сжиженных газов.
Полная модернизация столичного завода стоимостью 250 млрд руб, которую Газпром нефть ведет с 2011 г, должна завершиться к 2020 г.
К этому времени МНПЗ планирует полный вывод из эксплуатации устаревшего оборудования. Это позволит еще на 50% сократить воздействие на окружающую среду и снизить на 39% влияние на атмосферу.
Комментарии экспертов:
Кондратьева Ольга Евгеньевна, заведующая кафедрой Инженерной экологии и охраны труда НИУ МЭИ:
- Действительно ли в результате модернизации нефтеперерабатывающих заводов их влияние на окружающую среду снижается?
- Программа реконструкции и модернизации Московского нефтеперерабатывающего завода поэтапно реализуется с 2011 г, в 2015 г был завершен первый этап модернизации, направленный, прежде всего, на улучшение экологических характеристик. В результате этого этапа модернизации воздействие предприятие на атмосферу было снижено почти на 50%. На настоящий момент значительно снижены выбросы углеводородов, диоксида серы и сероводорода в атмосферу, а также содержание нефтепродуктов в сточных водах, уменьшен расход воды. Дальнейшая реконструкция МНПЗ позволит снизить потребление воды заводом и уменьшить нагрузку на городские очистные сооружения, кроме того возможно дальнейшее снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Таким образом, модернизация МНПЗ соответствует требованиям современного природоохранного законодательства, в основе которого переход на наилучшие доступные технологии для обеспечения наименьшего уровня негативного воздействия на окружающую среду.
Редина Маргарита Михайловна, и.о. декана экологического факультета РУДН, заведующая кафедрой Прикладной экологии, д.э.н., доцент:
- Насколько сильно современные НПЗ влияют на экологическую ситуацию?
- В России, согласно официальной статистике (ежегодные доклады МПР о состоянии и об охране окружающей среды; сведения, представленные Росстатом), предприятия по производству нефтепродуктов в 2016 г обусловили более 1.35% выбросов всех загрязняющих веществ в окружающую среду от стационарных источников загрязнения (т.е. от суммарных годовых объемов загрязнения, за исключением выбросов транспорта). В 2017 г объемы переработки нефти, по заявлениям представителей Минэнерго России, снизятся по сравнению с 2016 г на 2,5%. Кроме того, недавние изменения в Федеральном Законе «Об охране окружающей среды», введенные Федеральным законом №219-ФЗ, вынуждают предприятия нефтепереработки более активно внедрять наилучшие доступные технологии. Все это позволяет надеяться на дальнейшее снижение влияния НПЗ на экологическую ситуацию.
Хазова Тамара Николаевна, директор департамента аналитики ЗАО "Альянс-Аналитика", к.э.н.:
- С 10 января МНПЗ остановился на ремонт. Как, по Вашему мнению, это скажется на ситуации с обеспечением бензином московского региона?
- Дефицита бензина на рынке точно не возникнет. Для Московского НПЗ - это плановая модернизация и, соответственно, к ней готовились, в том числе и по части обеспечения бензином. Это не первая остановка на ремонт, программа модернизации на МНПЗ проходит с 2011 г и проблема с нехваткой бензина не возникала.