Израиль и Турция намерены всерьез заняться строительством магистрального газопровода (МГП), который соединит обе страны и позволит транспортировать газ из Израиля.
13 октября 2016 г главы Минэнерго Израиля и Турции договорились о создании рабочей группы по подготовке технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта.
Как отметил глава Минэнерго Израиля Ю. Штайниц, переговоры прошли успешно, тем более, что страны не поддерживали отношений 6 лет.
МГП, который собираются строить Израиль и Турция, позволят первой экспортировать природный газ в Европу через Турцию.
Напомним, отношения Турции и Израиля обострились в 2010 г, когда несколько судов так называемой Флотилии свободы, в составе которой были турецкие корабли, пошли на прорыв блокады сектора Газа.
1 из кораблей отказался подчиниться требованию властей Израиля об изменении маршрута движения, после чего был взят штурмом бойцами израильского спецназа.
В результате этой атаки погибли 9 граждан Турции.
Турция требовала от Израиля извиниться за нападение, выплатить компенсации семьям погибших, а также снять блокаду сектора Газа.
В качестве дипломатической меры Турция отозвала из Израиля своего посла.
В мае 2016 г вновь появилась информация о возможных экспортных и транзитных поставках газа из Израиля в Турцию.
Поставки газа будут обеспечены за счет разработки шельфа в восточной части Средиземного моря, где уже эксплуатируется месторождение Тамар и готовится к вводу месторождение Левиафан.
Однако подобные переговоры шли и раньше.
8 декабря 2015 г премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху заявил о том, что Израиль не против начать экспорт и транзит газа в Турцию.
К 2019 г Израиль готов поставлять в европейском направлении до 30 млрд м3/год газа, из этого объема 10 млрд будут оставаться в Турции, а 20 млрд транзитом отправятся в Европу.
Турции интересен транзит газа, еще в 2013 г страна выступила с предложением построить МГП для экспорта природного газа с месторождений в Восточном Средиземноморье.
И Израиль предлагал Турции построить магистральный газопровод через ее территорию мощностью 15-16 млрд м3/год газа.
Однако тогда все упиралось в то, что реализация проекта станет возможной только после завершения процесса нормализации отношений между странами.
Сейчас странам ничего не мешает осуществить задуманное.