Идея побывать на Соловецких островах посетила неугомонную журналистку Neftegaz.RU уже давно и в 2016 г ее удалось реализовать.
Оторванность Соловецкого архипелага от «большой земли» почувствовалась еще в Кеми, когда из-за шторма утренний рейс теплохода был перенесен. Соловки не принимали.
Островное положение определяет и проблемы электроэнергетики на Соловках.
Белое, или как его еще называют, Студеное море, вокруг Соловков полностью не замерзает. Лед, образующийся у берегов, постоянно разбивается отливом и вдоль берегов остается открытая вода с плавающей в ней льдинами.
Обычно навигация на Белом море открывается в начале июня, а заканчивается – в сентябре-октябре.
За этот короткий период необходимо завезти на архипелаг, помимо продуктов и товаров первой необходимости, более 2 тыс т дизельного топлива и более 100 т бензина.
Дизельное топливо необходимо для работы дизельной электростанции (ДЭС) - единственного источника для обеспечения э/энергией пос Соловецкий.
Здание Соловецкой ДЭС
ДЭС была построена в 1930х гг на берегу Святого озера и неоднократно модернизировалась.
Основные работы начались в 2006 г в рамках благотворительного проекта РАО ЕЭС России «Соловецкий энергокомплекс». В честь этого в ботаническом саду в Макарьевской пустыни была посажена рябина Мужо. Компания уже ликвидирована в ходе реорганизации, а рябина вполне неплохо себя чувствует.
Рябина Мужо, посаженная представителями РАО ЕЭС России в 2016 г в Ботаническом саду
Сам проект предусматривал замену старой ДЭС на автономный энергокомплекс.
Сравнительно недавно были установлены 2 дизельные генераторные установки ДГУ 823DFJD.
Новое оборудование также решило проблему теплоснабжения Соловков: отработанное тепло использовано для обогрева зданий.
Однако, расположение ДЭС вблизи от Святого озера - главного источника питьевой воды для пос Соловецкий - наносит серьезный вред экологии.
Хранилище топлива Соловецкой ДЭС
Несмотря на то, что хранилище топлива для ДЭС находится на отдалении от здания самой электростанции, периодически случающиеся разливы нефтепродуктов наносят вред и без того хрупкой северной природе.
Да и внешний вид этих сооружений, находящихся поблизости от Соловецкого кремля - объекта культурного наследия ЮНЕСКО, мягко скажем, непрезентабельный.
Рядом с нефтебазой расположена АЗС, которая несмотря на свой заброшенный вид, по словам местных является действующей.
Единственная АЗС на Большом Соловецком острове
Как ни странно, при полнейшем отсутствии на Большом Соловецком острове асфальтовых дорог, да и вообще каких-либо приличных транспортных коммуникаций принципе, автомобили на острове имеются.
Причем, по понятным причинам, это транспорт повышенной проходимости.
Молодежь предпочитает мотоциклы и квадроциклы. Также в чести велосипеды.
Однако, моя попытка добраться на велосипеде до дамбы на Большую Муксалму оказалась провальной и закончилась почти печально... Но не будем об этом...
А вот с самым страшным хищником Соловков, коим по словам местных, является комар, встретиться не получилось.
К огромной моей радости. Холодно им сейчас, да и ветер этим кровопийцам не по нраву.
Сильные ветра в районе Соловецкого архипелага наталкивают на мысль об использовании ветряных электростанций (ВЭС).
С такой инициативой выступила норвежская компания Troms Kraft, предложившая построить ВЭС мощностью 5 МВт.
Полностью это проблему с энергообеспечением Соловков это бы не решило, но существенно снизило бы нагрузку на действующую ДЭС.
Проект реализован не был, поскольку российские специалисты посчитали, что скорость ветра все-таки недостаточна для строительства ВЭС.
Однако, основным фактором, скорее всего, стало резкое неодобрение церкви и властей Архангельской области.
Тем не менее, возобновляемые источники энергии (ВИЭ) на Соловках находят свое применение. Яркий пример тому – маяк на Вознесенской церкви на Секирной горе.
Вознесенская церковь-маяк на Секирной горе
В стеклянном фонаре знаменитого маяка сейчас установлена энергосберегающая лампа, которая питается от солнечной батареи.
Кстати, ранее для этих целей также использовался небольшой ветряк, пожертвованный паломниками, но монахи от него решили отказаться.
Главным образом, скит и маяк питаются от генератора, расположенного в отдельном здании.
Солнечные панели у Воскресенского скита на Секирке
Основные перспективы использование ВИЭ на Соловках связаны с малой гидроэнергетикой.
Тем более, что гидроэлектростанция (ГЭС) на Большом Соловецком острове была построена еще в начале 20го века и исправно работала вплоть до запуска ДЭС.
Еще до строительства ГЭС на Большом Соловецком острове была создана сложная гидротехническая система, включающая в себя 70 каналов, около 20 дамб и плотин, а также шлюзы.
Система каналов в настоящее время находится в неплохом состоянии, а вот шлюзы и сама ГЭС находятся в полуразрушенном состоянии.
Полуразрушенное здание ГЭС у стен Соловецкого кремля
Строительство ГЭС началось в 1906 г, а запущена она была в 1912 г, став, по словам гида, 2й ГЭС в Российской Империи.
Это не совсем правда, но это не так уж и важно.
Важно то, что даже на начальных этапах работы ГЭС возникали опасения, связанные с недостатком воды, что вынудило установить в том же здании паровую машину.
И эти же опасения не дали реализовать проект по восстановлению ГЭС в настоящее время, тем более, что гидротехническая система Большого Соловецкого острова пришла в упадок.
Разрушенный шлюз гидросистемы Большого Соловецкого острова
Ограниченность собственных энергоресурсов Соловецкого архипелага заставляет региональные власти думать о прокладке подводного кабеля, как это сделано на Валааме.
Планировалось обеспечить электроснабжение Соловков со стороны Архангельской области.
От Онеги до Летней Золотицы планировалось построить воздушную ЛЭП, а затем - подводный кабель до пос Соловецкий.
Однако, и этот план, похоже, реализован не будет - региональные власти решили заняться поиском более удачного инженерного решения.
Затрудняет выработку решения и то, что все проводимые на острове работы требуют согласования с ЮНЕСКО.
На ближайшую перспективу стоит задача проведения энергоаудита архипелага. При рассмотрении вариантов изолированной системы энергоснабжения, региональные власти обещают учесть все потенциальные риски, в т.ч – воздействие на природу.
В любом случае чиновники уверены, что 2017 г станет для Соловков прорывным.
Очень хочется присоединиться к их оптимизму, однако опыт предыдущих энергопроектов на Соловках заставляет отнестись к таким заверениям с долей осторожности.