Украина настаивает на том, чтобы Евросоюз обратился к здравому смыслу и воспользовался услугами украинской газотранспортной системой (ГТС) вместо того, чтобы поддерживать реализацию проекта магистрального газопровода (МГП) Северный поток-2.
Об этом и многом другом в интервью украинским СМИ 29 июня 2016 г рассказал премьер-министр Украины В. Гройсман.
Украинская ГТС может стать хорошей альтернативой МГП Северный поток-2.
И в ЕС должны подумать о том, чтобы максимально диверсифицировать импорт газа.
Я считаю, что МГП Северный поток-2 может быть угрозой с точки зрения того, что будет энергетическая зависимость Евросоюза, в тч от монопольного поставщика.
Задача сегодня - диверсификация.
И мне кажется, надо максимально использовать возможности Украины.
Мы это предлагаем и на этом настаиваем, - твердо пояснил В. Гройсман.
Чаяния украинского министра понять можно - если Газпром остановит после 2019 г транзит газа через ГТС Украины, страна останется без хороших денег.
Сегодня Украина имеет доход более чем в 2 млрд долл США/год от транзитных сборов.
И по мнению американских политиков, угроза лишения этого дохода похожа на попытку давления на Украину в период, когда ее экономика обескровлена.
Однако европейским странам следует хорошенько подумать, прежде чем выбирать украинскую ГТС в качестве источника диверсификации поставок газа.
О 7 причинах большей эффективности Северного маршрута доставки газа в ЕС довольно популярно объяснил на пальцах и схемах А. Миллер на ПМЭФ-2016.
Среди этих причин:
- стоимость транспортировки газа по МГП Северный поток 2,1 долл США/м3/1000 км, что на 20% дешевле стоимости украинского транзита.
- украинская ГТС, построенная еще во времена социализма, требует коренной модернизации.
Фактом является то, что за время эксплуатации МГП Северный поток, ни разу не возникло ни 1й проблемы, ги политической, ни экономической, ни технической.
И это - лучший козырь - ЗА! МГП Северный поток 2.
Если бы в газовых вопросах правила экономика, то Украине было бы логично привязать Газпром, пригласив к модернизации ГТС, но власти страны заблокировали даже возможность участия российскаих компаний в этой модернизации.
А значит, будут риски.
ГТС то - старая!
В феврале 2016 г П. Порошенко на конференции по безопасности в г Мюнхене призвал иностранных инвесторов одуматься и заняться, модернизацией украинской ГТС.
Но пока желающих не нашлось.
Если ЕС официально поддержит украинскую ГТС, то Украина потребует с Евросоюза денег на ее модернизацию.
Логика проста - если Европа заинтересована стабильно получать газ, то она должна и провести ремонт и полную модернизацию.
Поэтому ЕС, политически поддерживая украинский маршрут доставки газа, вкладываться не торопится.
При этом, проект МГП Северный поток 2 - это коммерческий проект, куда ЕС не нужно вкладывать ни копейки.
Однако В. Гройсман не так наивен, вернее, совсем не наивен, а просто выполняет указания добрых самаритян, благодаря которым он и другие граждане пришли к власти на Украине
Хотя предали В. Януковича главы МИД Франции,Германии и Польши, которые гарантировали доверчивому президенту соблюдение подписанных соглашений, за их спинами стояли желающие гегемонии США.
Свои интересы в Европе американцы лоббируют жестко .
Д. Керри уже сообщил, что МГП Северный поток-2 негативно скажется наУкраине и на странах Восточной Европы, а потом и А. Хохштейн пояснил, что Госдеп США не хочет, чтобы страны ЕС инвестировали в проект МГП Северный поток-2.
На форуме ВЭФ 2015 Газпром заключил соглашения с OMV, Shell и Wintershall о МГП Северный поток 2, а в июне 2015 г на ПМЭФ-2015 - Меморандум о намерениях, предусматривающий совместное строительство 2х ниток МГП Северный поток-2.
Пропускная мощность МГП Северный поток 2 составит 55 млрд м3/год газа.
Строительство МГП Северный поток 2, прокладываемого на 80% в створе МГП Северный поток, запланировано на 1 апреля 2018 г.
Уже проведены геофизические изыскания по морскому участку газопровода, продолжаются геотехнические исследования.
В августе 2016 г будет завершен переговорный процесс по выкупу акционерами своих долей участия в проекте, а пока Nord Stream AG начала процесс по привлечению инвестиций в проект.
30% - составят средства акционеров, 70% - кредиты.
По оценке главы OMV Р. Зеле, стоимость МГП Северный поток-2 составит 10 млрд евро, по мнению финдиректора Nord Stream 2 AG - 8 млрд евро.
Стоимость МГП Северный поток 2 составит 3,6- 4,5 млн долл США/км.
Это дороговато, но и в Восточной Европе с ценами на строительство диверсификационных газопроводов тоже не церемонятся. Политика правит бал.
Модернизация украинской ГТС, конечно, в разы дешевле, чем новое строительство.
Но политические риски доставки газа по украинской ГТС существенно перевешивают эту экономию.
Для сравнения, 2 - ниточный МГП Южный поток протяженностью 1455 мог стоить 16 млрд евро или около 6 млн долл США/км, а 2-ниточный МГП Турецкий поток протяженностью 1090 км - 11,4 млрд евро или 5,8 млн долл США/км.
В. Гройсману теперь придется сравнивать украинскую ГТС с южным маршрутом доставки российского газа, перспективы которого существенно возросли после извинений Р. Эрдогана перед РФ.
Политика на то и политика, что здесь все разыгрывается, как по нотам.
Р. Эрдоган спросил, что нужно сделать, чтобы РФ простила Турцию?
Извиниться - вкрадчиво, с надеждой сказал Д. Песков.
Не успел 27 июня 2016 г Р. Эрдоган извиниться, как В. Путин 29 июня 2016 г стремительно, по меркам межгосударственной дипломатии, провел 45-минутный диалог с ним, и несмотря на прогремевшие в г Стамбуле взрывы, разрешил и туризм в Турцию, и приказал Д. Медведеву устранить преграды для возобновления торгово -экономического партнерства.
А значит, переговоры по МГП Турецкий поток - не за горами.