В г Москве 8-10 июня 2016 г состоялось 45е заседание Специальной рабочей группы по разработке Конвенции о правовом статусе Каспийского моря на уровне заместителей министров иностранных дел прикаспийских государств (СРГ).
Об этом сообщает 11 июня 2016 г МИД РФ.
В переговорах также приняли участие делегации Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана.
Поговорили хорошо, но статус Каспия так и не определили.
В итоговом коммюнике отмечено особое значение 45го заседания в контексте подготовки предстоящего Совещания глав МИД прикаспийских стран в Казахстане и необходимость завершения работы над Конвенцией о правовом статусе Каспийского моря.
На нынешнем заседании активно обсуждались вопросы:
- режима судоходства,
- юрисдикции прибрежного государства в акватории Каспия,
- разграничения дна в целях недропользования.
Подготовлен проект Конвенции.
Участники тепло поблагодарили РФ за высокий уровень организации 45 заседания.
Сроки проведения СРГ на уровне глав МИД в Казахстане будут согласованы по дипломатическим каналам позже.
Азербайджан, Казахстан, Россия, Туркменистан и Иран никак не могут согласовать статус Каспийского моря:
- в ноябре 2003 г подписана Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря,
- в июле 1998 г Казахстан и РФ подписали соглашение о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование, в мае 2002 г - протокол к этому соглашению,
- в ноябре 2001 г Казахстан и Азербайджан подписали соглашение о разграничении дна Каспийского моря, в февраля 2003 г - протокол к нему,
- в мае 2003 г Казахстан, Азербайджан и Россия заключили соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспия,
- в ноябре 2014 г Туркменистан и Казахстан подписали Соглашение о разграничении дна Каспийского моря между 2 странами в целях обеспечения благоприятных условия для реализации своих суверенных прав на разработку и использование ресурсов дна и недр Каспийского моря, разграничив их между сторонами по серединной линии с учетом принципов и норм международного права и 2-сторонних договоренностей.
Казахстану и Туркменистану, Казахстану и РФ удалось договориться об осуществлении своих суверенных прав на в целях разведки, разработки и использования ресурсов дна и недр Каспийского моря, прокладки подводных кабелей и трубопроводов по дну Каспийского моря, создании искусственных островов, инженерных сооружений, и тд.
Туркменистану и Азербайджану пока договориться не удалось. Камень преткновения - спорный блок месторождений нефти Кяпаз на Каспии (в Туркменистане – Сердар).
5 стран не могут договориться и о правилах прокладки магистральных газопроводов (МГП) между суверенными участками недр Каспия.
Это, вероятно, больше всего печалит Туркменистан и Запад, потому что так и не удается реализовать проект строительства МГП Транскаспийский трубопровод или строительства локальных полупромысловых газопроводов непосредственно с туркменских шельфовых месторождений в развиваемую ЕС газотранспортную систему (ГТС) Южный газовый коридор.
Статус Туркменистана, как независимой страны, удается поддержать лишь успешными поставками газа в Китай.
Не было бы МГП Туркменистан - Узбекистан - Казахстан - Китай, то лидеру нации пришлось бы идти на поклон в Газпром, потому что МГП ТАПИ - слишком рискованный и малоэффективный проект, а статус Каспия еще долго не будет определен.
Еще в 2001 г В.Калюжный бодро заявлял о том, что Соглашение о статусе Каспия будет подписано в 2001 г, но даже сейчас вопрос не имеет решения.
Статус Каспия пытались согласовать еще Иран с СССР.
После развала СССР у РФ были трудности с Ираном по поводу статуса Каспия, но это были цветочки, потому что после объявления американцами Каспийского моря зоной своих жизненно важных интересов.
Делить дно - вода общая, твердо заявил М.Касьянов по поводу статуса Каспийского моря в 2001 г.
Это довольно логично, разделить дно геодезическим способом, а водное тело и все водные ресурсы сделать общими.
Такова мировая практика, но есть добрые самаритяне, которым это не нужно.
Статус Каспийского моря не может быть предметом 2-сторонних договоренностей, отметил аятолла Хаменеи в 2001 г.
Обсудить на Форуме