Комитет по проекту строительства магистрального газопровода (МГП) Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ) единогласно избрали Государственный концерн Туркменгаз оператором Консорциума ТАПИ.
Об этом стало известно 6 августа 2015 г по завершении состоявшейся в г Ашхабаде 22й встречи руководящего комитета МГП ТАПИ, в состав которого входят главы Миннефтегаза Туркменистана, Афганистана, Пакистана и Индии.
На встрече присутствовали топ-менеджеры Азиатского банка развития (АБП), который с 2013 г является Транзакционным Советником проекта.
Теперь ГК Туркменгаз будет официально руководить взаимодействием по строительству, финансированию, владению и эксплуатации МГП ТАПИ.
Ранее предполагалось, что роль лидера проекта возьмет на себя мировой мейджор, называлась Total.
Известно, что Chevron, ExxonMobil и Total были зарегистрированы в качестве потенциальных лидеров консорциума ТАПИ.
По непонятной причине мировые мейджоры не решились возглавить проект МГП ТАПИ.
Хотя пытливые обыватели, вероятно, заметили совпадение, мало похожее на случайное.
Правительство РФ распоряжением от 4 августа 2015 г №1497-р одобрило проект соглашения с Пакистаном о сотрудничестве в реализации плана строительства МГП Север - Юг.
Можно предположить, что это совпадение не случайно.
Приход российских компаний и газотранспортных технологий в Пакистан позволит провести их адаптацию в регионе, а там глядишь, и от МГП Сила Сибири -2 (Западный маршрут, МГП Алтай) придет время тянуть его продолжение до Индии.
Тем не менее, Туркменистан прилагает чрезвычайные усилия для продвижения проекта. ТАПИ.
Туркмены продолжают приглашать заинтересованные нефтегазовые компании в лоно проекта ТАПИ стоимостью около 10 млрд долл США.
Изолированный от рынков сбыта Туркменистан неистово пытается соединить растущие энергетические рынки в Южной Азии со своим далеко не эффективно используемым газовым потенциалом страны 4й по запасам природного газа в мире.
Пропускная мощность 1600 - километрового МГП ТАПИ составит 33 млрд м3/год туркменского газа, большинство из которого будет поставляться Индии и Пакистану и, в меньшей степени, Афганистану.
Здесь, в Афганистане находится ахиллесова пята проекта МГП ТАПИ.
Неспокойный, очень неспокойный это регион.
После ухода коалиции НАТО из Афганистана, дорога к будущим терактам на МГП ТАПИ будет открыта.
Туркменистан пока не сталкивался со взрывами своих МГП боевиками.
А вот Турция недавно столкнулась, да так, что ее имидж, как надежного транзитера углеводородов серьезно пошатнулся.
Вероятно, это одна из причин отказа нефтегазовых мейджоров участвовать в проекте.
Хотя все может измениться.
С Россией у Туркменистана газовые отношения уже давно не складываются, что делает мифическими планы по доставке туркменского газа в Европу по российской газотранспортной системе (ГТС).
Сейчас экономика Туркменистана, которая еще в большей степени, чем в России зависит от углеводородов, сильно зависит от Китая, на долю которого приходится более 75 % продаж туркменского газа.
Туркменистан начал экспорт газа в Китай в 2009 г и собирается довести его до 65 млрд м3/год к 2020 г.
В 2009 г Туркменистан перебежал дорогу Газпрому, но сейчас Газпром уже оправился.
Более того, в 2018 г Туркменистан может столкнуться уже с конкуренцией МГП Сила Сибири, по которому предполагается поставлять в Китай из России 38 млрд млрд м3/год.
Нужно ли строить МГП ТАПИ?