Круизная яхта Аль-Махруса в 3й раз в истории положила начало судоходству по Суэцкому каналу, проследовав по новому руслу канала.
Это случилось 6 августа 2015 г на торжественной церемонии открытия параллельного русла транспортной артерии.
Яхта Аль-Махруса знаменита тем, что еще в 1869 г открыла судоходство на морской артерии от Средиземного до Красного моря.
1й путь яхты прошел от лондонской Темзы до порта Александрии.
2й раз судоходство по Суэцкому каналу было открыто в 1975 г после арабо-израильской войны 1973 г.
Ныне после торжественной части открытия Суэцкого канала на трибуне выступил безудержно оптимистичный директор Управления по эксплуатации Суэцкого канала адмирала М.Мамиш.
Именно под его руководством стахановскими методами, лишь за 1 год было проложено новое 37-километровое русло и обеспечено углубление канала в отдельных частях до 23 метров.
В церемонии открытия приняли участие делегации из более 90 стран.
Были Д.Медведев и А.Ципрас, которые предположительно могли отдельно встретиться для обсуждения насущных проблем.
Расширение канала позволит увеличить почти в 2 раза его пропускную способность с 49 до 97 судов/сутки за счет возможности их одновременного прохода во встречных направлениях - по старому и новому руслам.
Это сократит время прохода судов по водной артерии.
Ранее движение было 1-сторонним, поэтому судам приходилось по несколько часов ждать своей очереди.
Бывали и аварии, когда какое-то судно пыталось влезть без очереди. После этого канал вставал на длительное время.
Ныне даже не его пропускная мощность является главной проблемой судов, проходящих через Суэцкий канал.
Судовладельцы вынуждены тратить немалые средства на охрану судов от абордажа пиратов.
И эти, ставшие уже неотъемлемыми при использовании этого маршрута затраты суммируются с затратами на прохождение Суэцкого канала, снижая рентабельность доставки грузов.
Стоимость модернизации Суэцкого канала составила более 8 млрд долл США.
Занятно, что для финансирования проекта были привлечены средства граждан Египта - были выпущены облигации, благодаря чему в кратчайшие сроки было собрано 8,5 млрд долл США.
В течение 5 лет всем держателям облигаций будут выплачивать ежеквартальные дивиденды в 12%.
Власти Египта рассчитывают, что выручка от эксплуатации Суэцкого канала к 2023 г увеличится более чем в 2 раза с нынешних 5, 3 млрд долл США до 13,2 млрд долл США/год.
Однако их может ждать разочарование.
Действительно, в последнее время интенсивность движения судов по Суэцкому каналу падала.
Но не столько из-за пропускной мощности канала, и даже не только из-за пиратов.
Мало того, что объем торговли падал в последнее время, так еще и увеличилось количество крупнотоннажных кораблей, что привело к снижению транспортной активности.
Специалисты знают, что с 1 квартала 2013 г идет постоянное снижение интенсивности судоходства.
При этом количество перевозимых морских грузовых контейнеров регулярно растет.
Поэтому, эффективность Канала будут определять объемы торговли между Азией и Европой, а не размер и русло канала.
Хотя, как известно, и размер имеет значение.
Неоспоримый плюс нынешний модернизации - это возможность конкурировать с Панамским каналом за грузы из Южного Китая в восточные районы США.
Не будем забывать, что сейчас идет реконструкция Панамского канала, которая повысит его конкурентные преимущества.
Бывший посол Египта в России И.Саад 5 августа 2015 г заявил, что Суэцкий канал не будет конкурентом пролегающему на арктических территориях России Северному морскому пути (Севморпуть).
По мнению И.Саада, эти артерии в принципе не будут конкурентами, у каждого из этих путей всегда будут свои клиенты.