17 июля 2015 г А.Новак заявил, что в Минэнерго рассматривают возможность выделения транспортировки высокосернистой нефти по отдельному экспортному магистральному нефтепроводу (МНП).
Проблема высокосернистой нефти давно является заботой Транснефти и министерства энергетики.
Идея выделения высокосернистой нефти в отдельный экспортный маршрут принадлежит Транснефти.
Транснефть долго и упорно пытается удержать состав транспортируемой нефти в экспортных стандартах.
По стандартам экспорта нефти из России, в сырье должно содержаться определенное количество серы.
Ранее это было легче, потому что было больше легкой нефти, которая после смешивания с тяжелой сернистой нефти, позволяла получить необходимые стандарты.
Но легкой нефти становится меньше, а тяжелой - больше.
Транснефти, как Гингеме из сказки про Элли, становится сложнее колдовать над получением нефти требуемого экспортного стандарта.
По показателю сернистости выделяются сорта легкой нефти от тяжелой, учитывая в том числе и плотность сырья.
Эталонные сорта - северный Brent и американская WTI, к которым иногда еще причисляют Dubai.
Оба сорта - легкая нефть, Dubai – традиционная нефть со средним содержанием серы примерно в 2% весовых.
По этим сортам формируются цены на нефть в мире, в т.ч. и отечественный Urals.
Легкая нефть стоит дороже тяжелой, но в вопросе стоимости также есть и нюанс потребления.
Выделение экспорта тяжелой нефти в отдельный МНП имеет смысл, потому что подавляющее большинство НХЗ и НПЗ Восточной Европы, США, России и экс-СССР традиционно нацелены на переработку именно на тяжелой нефти.
Конечно, переработка легкой нефти дешевле, но для этого нужно перестроить много НПЗ, что стоит немалых денег.
Поэтому высокосернистая нефть имеет право на экспорт.
Запасы нефти США, в случае начала полномасштабного экспорта, захлестнут рынок куда сильнее, чем при предполагаемом возвращении Ирана на нефтяной рынок.
Известно, что иранскую нефть заместили саудиты, и после снятия эмбарго саудитам придется подвинуться в сторону уменьшения добычи нефти, что им не нравится в условиях низких цен на нефть.
При этом тяжелой нефти становится больше - в России большинство месторождений с запасами легкой нефти входят в зрелый возраст и не смогут служить гарантом добычи, а вновь найденные месторождения в подавляющем большинстве содержат трудноизвлекаемую нефть ТРИЗ, либо залежи расположены настолько неудобно, что практически дешевле их не разрабатывать.
К примеру, даже крупнейшее в Западной Сибири Еты -Пуровское нефтяное месторождение легкой , безводной нефти ждало своего часа юолее 10 лет.
В перспективе в добыче тяжелая нефть, которую Транснефть будет поставлять на экспорт.
Поступающая на экспорт нефть, включая тяжелую и легкую, смешивалась - на выходе получался именно экспортный сорт нефти.
С увеличением количества добываемой нефти с высоким содержанием серы встал вопрос – с чем ее смешивать, чтобы она на выходе подпадала под экспортный стандарт?
Есть варианты пересмотреть стандарты экспорта или выделить тяжелую нефть в отдельный маршрут.
Существует вариант возложить на плечи добывающих компаний обязанность обессеривать нефть на месте добычи и поставлять уже облегченную. Пока что его не рассматривают, а стоило бы.
Другой вопрос – куда девать оставшуюся серу.
Нефтянка вытеснила с рынка серодобывающие предприятия, сделав серу, по сути, побочным продуктом нефтегазового производства.
Газойль им когда-то тоже был, но теперь используется и все более активно.
Нефть сама была побочным продуктом, но прогресс заставляет находить применение всему.