Иран намерен увеличить уровень добычи нефти до 4 млн барр/сутки после снятия санкций. В NIGC оговорили, что условием роста добычи должен стать существующий спрос на рынке.
Отметим, что после того, как Иран попал в тиски санкций, его нишу прибрала себе Саудовская Аравия – страна легко смогла заполнить пустоту на рынке, т.к. сложностей в нефтедобыче в Саудовской Аравии практически нет.
Сейчас, после того, как Иран уже гарантировано возвращается на рынок, встает вопрос – кто будет уступать ему место? Количество сырья на рынке долгое время оставалось неизменным, при этом равновесная цена нефти составляла порядка 70 долл США/барр.
Ливия, один из крупнейших экспортеров нефти, по ряду не зависящих от нее причин милитаристского толка, рынок покинула. Потеря значительной доли нефти на рынке подбросила цены до уровня в 120 долл США/барр, которая, как казалось тогда, останется такой навсегда.
Неумеренная добыча привела к тому, что уже сейчас на рынке слишком большое количество нефти, при этом в ОПЕК саудиты справляются с разрозненными странами-экспортерами, сохраняя квоты на добычу. Более того, страны ОПЕК даже превышают ее. Страны вне организации придерживаются того же мнения – снижать самим уровень добычи для общего блага при падающей ценен сырья нельзя. Равновесная цена нефти оказалось равной 50 долл США/барр.
Навряд ли Саудовская Аравия уступит Ирану и сократит объемы добычи. И если ранее переизбыток сырья составлял 1 млн барр, то увеличение добычи в Иране до 4 млн барр/сутки даст катастрофический эффект – нефть может упасть ниже 50 долл США/барр при столь большом переизбытке. Скорее всего Иран сможет быстро наверстать упущенное за годы санкционных лишений, но пойдет ли это даже для самой страны впрок - остается под вопросом.