18 февраля 2015 г в эфире латвийского ТВ премьер Латвии Л.Страуюма оптимистично заявила о появившемся покупателе на многострадальную латвийскую компанию.
Ранее журнал «Ir» поведал об интересе к доле участия 47% Latvijas gāze, которую никак не может продать E.ON Ruhrgas, некоего фонда, в свою очередь поддерживаемого финансовым институтом под названием Европейский инвестиционный банк (ЕИБ).
Директор «Itera Latvija» Ю. Савицкис - акционера Latvijas gāze, обмолвился на днях, что в начале февраля 2015 г состоялась малоанонсированная встреча с представителями европейского фонда Marguerite, основным инвестором которого является ЕИБ.
Не нужно быть Э. Пуаро, чтобы сопоставить все эти факты и утверждать, что сделка по продаже E.ON Ruhrgas доли участия 47% Latvijas gāze европейскому фонду Marguerite скоро состоится.
Созданный 6 европейскими банками фонд «Marguerite» имеет полное название - «The 2020 European Fund for Energy, Climate Change and Infrastructure».
Европейский фонд 2020 по энергетике, изменению климата и инфраструктуре (Маргарита) был создан для формирования капиталоемких инвестиций в инфраструктуру и нацелен на поиск привлекательных долгосрочных проектов со стабильным уровнем риска и имеет капитал 710 млн евро.
Каждый из 6 основных спонсоров вложил 100 млн евро в Фонд.
Еще 3 инвесторы, в тч, Европейская комиссия, инвестировали еще 110 млн евро в Фонд.
Присутствие ЕК в капитале Фонда многое объясняет.
В отсутствие коммерческого интереса к Latvijas gāze у бизнеса, ЕС вынужден делать своего рода евронационализацию компании.
Властям Латвии, как впрочем и ЕК, не нужен нынешний состав акционеров Latvijas gāze, и у компании были трудные времена.
Кроме E.ON акционерами Latvijas Gāze являются: Газпром с долей участия 34% , Itera Latvija - 16%.
И хотя, как акционер, не нужен был Газпром, но первым прессинга не выдержал E.ON Ruhrgas, о желании которого продать свою долю участия в компании стало известно в ноябре 2013 г.
Поначалу, настроение в Латвии было такое - не хотите, ну и уходите, других найдем.
Других найти оказалось не просто сложно, а очень сложно.
Одно дело, когда прессинг на Latvijas gāze оказывается с политической целью, с другой стороны вести бизнес в таких условиях, в перспективе без основного поставщика газа в Латвию - Газпрома - дело очень рискованное.
«Лучший вариант - акции приобретает какой-нибудь инвестор, связанный с ЕС или США, чтобы Латвии не нужно было участвовать в бизнесе; но мы рассматриваем также и возможность участия», - уже несколько опечаленно говаривала Л.Страуюма летом 2014 г.
В сентябре 2014 г Президент Латвии А. Берзиньш в г Хьюстоне безуспешно прилагал массу усилий, чтобы привлечь энергетические компании США к покупке акций Latvijas Gāze.
Впрочем, в октябре 2014 г стало известно, что несколько газовых компаний США выдавили из себя вялое предложение о покупке пакета акций Latvijas Gāze у E.ON за 175 млн долл США. Но развития эта инициатива не получила.
Также в октябре 2014 г Л.Страуюма невесело сообщила, что власти страны не смогут купить пакет акций компании у E.ON.
В феврале 2025 г симпатичная экс-гроссмейстер, ныне глава Минэкономики Латвии Д.Озола сообщила, что Latvijas Gāze будет разделена на 2 компании.
В это время Латвия уже вела интенсивные переговоры с фондом Marguerite.
Но, расстраивает не это.
Следование нормам 3го энергопакета - это хорошо, - завораживала латышских обывателей в феврале 2015 г с экранов местного ТВ замгоссекретаря США, энергичная Р. Данниган.
Мы Вам поможем нашим сланцевым газом, - вещала она, но это лукавство, и очень сильное.
Для любознательных напомним, что добыча сланцевого газа - удовольствие дорогое.
Во всяком случае, необходимость использования технологий гидравлического разрыва пластов (ГРП), делает сланцевый газ существенно дороже трубопроводного.
2 долл США /1000 фт3 разницы в стоимости только на добыче- это немало, а еще есть газификация и регазификация и транспортировка.
В связи с резким снижением стоимости нефти, более 60 % проектов добычи сланцевых углеводородов в США просто закрывается из-за нерентабельности.
Мировая общественность до сих пор пребывает в шоке от январского 2015 г отчета Baker Hughes, где указано количестве остановленных буровых установок в Северной Америке.
С другой стороны, Россия, практически, закрыла дорогу газу из США в страны АТР, заключив контракты на поставку трубопроводного газа в Китай.
С американским сланцевым газа европейцам нужно держать ухо востро, не ровен час обманут.
Для любознательных напомним, что газовую отрасль промышленности Латвии поднимал весь СССР - страна, которой ныне нет.
В 1944 г Германия хотела взорвать Рижский газовый завод, но благодаря подпольщикам этого удалось избежать.
Газовая отрасль промышленности Латвии стала стремительно развиваться в 1958 г, когда ЦК КПСС утвердил постановление «О дальнейшем развитии газовой промышленности и газоснабжения в городах СССР и предприятий.
Постановление предусматривало строительство централизованной газотранспортной системы от газовых месторождений до всех республик СССР.
Магистральный газопровод (МГП) с Западной Украины через Минск, Вильнюс до Риги предполагал протяженность 1230 км.
Проектная мощность Рижского ГПЗ должна была вырасти в 200 раз.
Это решение стимулировало коренную модернизацию имевшейся газовой инфраструктуры Латвии.
В 1961 г было создано ГУ газоснабжения Совета Министров ЛССР.
На базе этой структуры в 1988 г было создано производственное объединение Latvijas Gaze.
Без усилий населения всех республик многонационального Советского Союза ничего этого в Латвии не было бы.
Это исторический факт.
И россиянам нынешнее отношение латышей немного обидно.
Хотя и европейцев понять можно.
Знакомая девушка из Восточной Европы поведала мне, что Европа не столько Россию боится, сколько волнуется по поводу многочисленной группы чрезвычайно быстро разбогатевших российских граждан, и не хочет у себя повторения такого же.