В. Путин 13 ноября 2014 г провел в г Владивостоке совещание по вопросу создания Дальневосточного центра судостроения и судоремонта на базе Дальневосточного завода «Звезда».
«Судостроительный кластер на Дальнем Востоке должен стать крупным производственным центром, который будет выпускать и обслуживать суда разных классов, прежде всего для нашего внутреннего рынка.
Такой запрос со стороны отечественных покупателей есть, а значит, новые судостроительные мощности будут востребованы», - подчеркнул президент РФ.
Он напомнил, что в планах ведущих нефтяных и газовых компаний России - дальнейшее освоение шельфовых месторождений Дальнего Востока и Арктики.
«Год за годом будет расти значение Северного морского пути, мы с вами об этом постоянно говорим в последнее время.
И конечно, действующий гражданский флот России также нуждается в обновлении».
Все это подразумевает большой объем заказов на современные суда, и, по мнению президента, принципиально важно, чтобы в борьбе за эти заказы на ведущие роли выходили именно отечественные верфи, чтобы масштабные проекты в сфере ТЭК, на транспорте загружали мощности российских, а не зарубежных предприятий.
«При этом наши судостроители, конечно же, должны предложить по-настоящему качественный продукт - лучше, чем предлагают зарубежные их конкуренты, лучше, чем зарубежные аналоги по своим характеристикам, по цене, скорости строительства, по скорости и качеству ремонта судов».
В. Путин отметил, необходимость использовать опыт и наработки российских судостроителей в производстве буровых платформ, геологоразведочных судов и снабженцев, судов ледового класса.
«Эти конкурентные преимущества необходимо воплотить в реальные, экономически эффективные проекты».
Президент отметил острую нехватку специалистов в судостроительной отрасли, причем на всех уровнях: и рабочих, и технологов, и инженеров, и отсутствие современных систем корпоративного и проектного управления.
По его мнению, необходим системный подход: от воспитания нужных кадров - до создания инжиниринговых центров и решения социальных вопросов.
Там, где это необходимо, нужно перенимать зарубежный опыт, входить в технологические альянсы с ведущими мировыми производителями, добавил он.
«В завершение хотел бы вновь напомнить: сегодня в российском ТЭК, на транспорте запускаются масштабные проекты, и наши планы по вводу новых судостроительных мощностей должны быть синхронизированы с инвестиционными программами крупнейших российских компаний-заказчиков.
Именно поэтому в развитии Дальневосточного центра судостроения активно участвует Роснефть и некоторые другие наши компании.
У них есть серьезные планы по загрузке верфи в части выпуска нефтяных платформ и производства судов снабжения», - сказал В. Путин.
Напомним, что комплекс по производству морской техники и оборудования для разведки, добычи и транспортировки углеводородов создается по поручению президента РФ, данному по итогам совещания 30 августа 2013 г о перспективах развития отечественного гражданского судостроения.
Планируется, что 1я очередь комплекса, базовыми заказчиками которого являются Газпром и Роснефть, будет введена в строй в конце 2014 г.
Всего планируется 4 очереди.
Планируемый срок реализации проекта - 2020 г.
К этому сроку «Звезда» должна выпускать нефтеналивные танкеры водоизмещением 350 тыс т, танкеры - газовозы, суда ледового класса, специальные суда, элементы морских платформ и другую технику для энергопроектов на морских шельфах.
Председатель совдира Дальневосточного центра судостроения и судоремонта и глава Роснефти И. Сечин ранее предложил всем компаниям, заинтересованным в заказах, войти в консорциум по созданию судостроительного кластера.
Год назад, 30 августа 2013 г В. Путин во г Владивостоке уже проводил совещание по развитию судостроения, но с тех пор мало что изменилось в части развития судостроительного кластера.
18 сентября 2014 г И. Сечин провел в г Владивостоке совещание по реализации проекта создания судостроительного кластера в Приморье.
Участники совещания обсудили вопросы деятельности Дальневосточного центра судостроения и судоремонта, совет директоров которого возглавляет И. Сечин, и формирования на его базе единого центра размещения заказов на проектирование и строительство морской техники с российскими и иностранными подрядчиками.
Роснефть совместно с Газпромбанком осуществляет проект развития судостроительного и промышленного кластера на базе судостроительного комплекса «Звезда», который должен иметь значительный мультипликативный эффект для целого ряда сопредельных отраслей.
Роснефть, Минпромторг РФ, Газпром, НОВАТЭК, Газпромбанк, Совкомфлот и ОСК 16 июня 2014 года подписали соглашение о создании СП для реализации проектов по строительству и проектированию судов, буровых платформ и морской техники.
Стороны согласились привлекать ДЦСС в качестве единого центра размещения заказов при отборе подрядчиков и заключении всех контрактов на проектирование и строительство морской техники с российскими и иностранными подрядчиками.
В 2013 г Роснефть и Газпромбанк подписали меморандум о совместном завершении строительства и запуске судостроительного комплекса «Звезда».
В начале сентября 2014 г, стало известно, что строящаяся верфь «Звезда» может пересмотреть номенклатуру продукции и отказаться от выпуска танкеров - газовозов, так как Роснефти больше нужны суда снабжения, ледоколы и элементы буровых платформ.