18 сентября 2014 г в Кремле состоялся Госсовет, посвященный развитие отечественного бизнеса и повышение его конкурентоспособности на мировом рынке в условиях членства России в ВТО.
Заметьте, уже традиционно заявил на Госсовете В.Путин, мы приняли именно защитные меры, и они вызваны не стремлением наказать наших партнеров из-за того, что группа стран в 1-стороннем порядке позволила себе зачеркнуть базовые принципы ВТО.
Выступившему на Госсовете А.Улюкаеву показался любопытным аспект.
Секторальные санкции обращены к газовой и нефтяной промышленностям, химии, нефтехимии, это оборонно-промышленный комплексу, финансовому и банковскому секторам экономики.
Именно эти отрасли промышленности прекрасно известны на мировых рынках и имеют хорошие перспективы.
Использовав модную ныне военную лексику, главный специалист по экономическому развитию страны, предложил наступать, а не обороняться и, конечно, поведал о необходимости специальных мер поддержки конкурентоспособности.
На мой взгляд молоденькой выпускницы МИЭП МГИМО, конкурентоспособности в стране мешает слишком развитая торговля влиянием, что как гиря мешает легкости движения нашей экономики, и в немалой степени влияет на ее эффективность.
Но, об этом не говорили.
А.Улюкаев красиво сказал о общей экономической поддержке через государственно-частное партнерство, напомнил о национальной предпринимательской инициативе, административных барьерах и развитии конкуренции.
Если коротко, то для сбережения огромных объемов национального внутреннего продукта по А.Улюкаеву:
нужно поддержать производство оборудования для нефтегазового комплекса, катализаторов для химии и нефтехимии, электронно-компонентную базу, наукоемкое станкостроение и инструментальную промышленность,
не заморачиваться на технологиях вчерашнего дня,
использовать 44 закон федеральной контрактной системы,
конечно, государственные закупки, больше 8 трлн руб федбюджета, сконцентрировать на импортозамещение, с использованием специальных сегментов закупок, где российские компании имеют преимущество до 15 % цены.
Лишь затем А.Улюкаев перешел, собственно, к финансам, поведав об отечественной кредитной политике.
Это система отбора приоритетных проектов с комфортными условиями рефинансирования на основе механизма проектного финансирования.
Будут залоговые облигации, будет кредитование ЦБ, будет маржа 200 пунктов, будет специальная бюджетная гарантия.
Говоря о средствах ФНБ, как инструменте кредитования, А.Улюкаев умолчал о том, что после вероятной выдачи 1,7 трлн руб Роснефти, свободных средств, там кажется и не будет.
А.Улюкаев сильно настаивает на укреплении несырьевого экспорта, включая продукцию авиапроизводителей, производителей транспортного машиностроения, оборудования для химии, нефтехимии, для атомной энергетики, в целом для энергетики.
Это даже обывателям , вероятно, понятно.
Однако для этого нужно наладиться предоставлять кредитный ресурс для экспорта из расчета 1,5-2 % годовых, а не 7%, как это сейчас делает ВЭБ.
В конце концов А.Улюкаев перешел, собственно к теме Госсовета ВТО, напомнив о 2х спорах.
Он напомнил, что Россия ведет спор по 3му энергопакету, который фактически дискриминирует поставщиков российского газа, нефти и нефтепродуктов на европейские и иные рынки.
И энергопакету, который позволяет нашим партнерам создавать демпинговые процедуры против якобы демпинга, связанного с использованием газовых, нефтегазовых ресурсов в производстве минеральных удобрений, в химии, нефтехимии и других отраслях.
Это не все. Не обошлось без Украины.
Злые партнеры по ВТО пытаются под ковром протащить через механизм Ассоциации Украины с ЕС, снятие таможенной защиты на границе Украины-ЕС и России-Украины и этим создать риски вытеснения российских товаров с европейского рынка, а также ухудшение ситуации на внутреннем российском рынке.
Это частная вещь, но все равно обидно.
И мы не дадимся