Президент России В.Путин одобрил проведение налогового маневра в нефтяной отрасли по сценарию Минфина и Минэнерго, а также согласовал это решение с президентом Роснефти И.Сечиным.
Окончательное совещание у президента по этому вопросу пройдет на этой неделе.
Налоговый маневр - это схема, по которой рассматривается вариант снижения экспортной пошлины при одновременном повышении НДПИ и повышение акцизов.
Согласно последнему варианту, налоговый маневр в нефтяной отрасли планируется провести за 3 года, ранее планировалось 4 года.
По новой версии маневра НДПИ в 2015 г может составить 775 руб/т против 530 руб/т, предусмотренных в настоящее время, в 2016 г 873 руб/т против 559 руб/т, в 2017 г - 950 руб/т.
Экспортная пошлина на нефть по новому сценарию также будет сокращаться быстрее - в 2015 г до 42%, до 36% в 2016 г и до 30% в 2017 г.
Пошлина на дизельное топливо составит в 2015 г 48 %, в 2016 г - 40%, в 2017 г - 30 %, на бензин - 78 %, 61 % и 30 % соответственно.
Пошлина на мазут достигнет 100 % в 2017 г.
Роснефть в свое время предлагала более щадящую реформу.
По мнению И.Сечина, государство должно снизить налоговую нагрузку на нефтяной сектор с текущих 55 % выручки компаний до 45 %.
Предыдущий вариант маневра вызвал резкую критику со стороны Роснефти.
Эти меры создают дестимулирующий эффект для нефтедобычи, противоречат задачам по развитию Сибири и Дальнего Востока и существенно ухудшат экономику разработки ряда новых крупных проектов, заявлял И.Сечин.
29 мая 2014 г замглавы Минфина России С.Шаталов уверенно заявлял, что решение о налоговом маневре в нефтяной отрасли должно быть принято в ближайшие дни в связи с формированием бюджета 3-летки.
Однако на президентской комиссии по ТЭК в г Астрахани этот вопрос явно не обсуждался.
24 июня 2014 г стало известно, что Минфин и Минэнерго РФ согласовали новые параметры налогового маневра.
24 июня 2014 г появилась информация, что нефтяной бизнес РФ из-за налогового маневра за 3 года потеряет около 280 млрд руб.
26 июня 2014 г В.Алекперов мягко попросил власти сбалансировать налоговый маневр и не увеличивать общую налоговую нагрузку на ТЭК в 2015 г к 2014 г.
В конце июля в бой вступил А.Новак.
22 июля 2014 г он заявил, что Минэнерго РФ и Минфин РФ опять согласовали налоговый маневр, теперь в части налогового вычета по акцизам для компаний, поставляющих нафту на российские предприятия нефтегазохимии, и предположил, что маневр согласуют до конца июля 2014 г.
Ранее, обсуждались 2 предложения: Минфина и Минэнерго.
Минфин предлагал форсировать снижение экспортной пошлины на нефть, светлые нефтепродукты и масла, сократив соответствующие ставки более чем в 2 раза уже в 2016 г, и не соглашался повышать пошлину на темные нефтепродукты до 100% уже в 2015 г, как это заложено в бюджете, ограничившись 75%. Для компенсации выпадающих доходов бюджета Минфин предлагал в 2 раза повысить ставку НДПИ на нефть: до 1005 руб/т в 2016 г против текущих 493 руб.
Минэнерго РФ предлагало установить ставку НДПИ на нефть на уровне 625 руб/т с 2015 г и на последующие годы, снизить предельный коэффициент изъятия при расчете ставки экспортной пошлины на нефть с 57 до 51% в 2015 г и на последующие годы, и предусмотреть более плавное поэтапное повышение ставок вывозных таможенных пошлин на мазут с 2015 г - 80% от ставки вывозной таможенной пошлины на нефть, с 2016 г - 90%, с 2017 г - 100%.
Возможные последствия введения налогового маневра прокомментировал президент Союза нефтегазопромышленников России Г.Шмаль.
По мнению нефтегазового гуру, далеко не все крупные нефтяные и газовые компании согласны с вводимым налоговым маневром, - «Налоговый маневр, который предлагается Минфином, малоэффективен. Скорее наоборот. Он может привнести только отрицательный эффект. На каком-то этапе это может дать добавку в бюджет, зато сразу же повлияет на нашу повседневную жизнь. А именно: если мы уберем таможенную пошлину и увеличим НДПИ, сразу увеличится стоимость нефти внутри страны. Такой шаг в конечном итоге приведет к тому, что цена на бензин может существенно увеличиться. И это уже будет вопрос не экономический, а политический».
Г.Шмаль склоняется к тому, что нужно в рамках предлагаемого маневра всё внимательно проверить, просчитать, и, возможно, предусмотреть меры социальной защиты для определённых групп населения, - «Иначе, это может привести не к самым приятным последствиям».
Автор: Администратор