Суть этой программы - закрепление ведущей роли государства в нефте- и газодобыче из российских недр, диверсификация внешних направлений российской экономики на основе ускоренного развития энергетики в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, либерализация газового экспорта и снижение тарифов монополий по регионам, отказ от налоговых маневров и стабилизация налоговой политики.
Свою программу И.Сечин изложил на заседании президентской комиссии по ТЭК, ответственным секретарем которой является. Комиссия под председательством главы государства В.Путина собралась после годичного перерыва в Астрахани, и доклад главы Роснефти был основным на ее заседании.
Реальны ли угрозы экономических санкций для топливно-энергетического комплекса России?
Мировому бизнесу они абсолютно не нужны.
В последние пару лет Роснефть заключила соглашения о стратегическом партнерстве со всеми китами глобального ТЭК и успешно реализует десятки взаимовыгодных проектов ценой в миллиарды долларов. Более того: как заявил в Астрахани И.Сечин, нынешняя Европа не может отказаться от российских углеводородов.
В теории их можно будет заменить нефтью из Персидского залива, но это выльется в подорожание нефтепродуктов, что вряд ли будет по душе населению.
Тем не менее политические соображения могут подтолкнуть Запад к созданию коалиции с нефтедобывающими монархиями Ближнего Востока - с целью резкого снижения мировых цен на нефть и нефтепродукты.
Хотя это будет непросто и не может быть долгосрочным проектом: например, внутренний бюджет Саудовской Аравии, чьей нефтью могут быть частично замещены поставки российской нефти в Европу, рассчитан исходя из цен на нефть в размере 98 долл США за 1 барр.
«И все же, для того чтобы повысить устойчивость российской экономики к внешним воздействиям, необходима ее диверсификация с упором на раскрытие возможностей внутреннего потребления, развитие смежных отраслей, выход на новые перспективные рынки сбыта - в сторону развивающихся рынков Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР)» - говорит И.Сечин
России необходимо обеспечить развитие ТЭК на востоке страны, создать в этом регионе новый крупный центр нефте- и газодобычи, сформировать надежную ресурсную базу на десятилетия вперед, считает глава Роснефти.
Но для продолжения деофшоризации отечественной экономики нужно закрепить главенствующую роль государства в отечественной нефте- и газодобыче: ускорить распределение месторождений нефти и газа к востоку от Енисея между компаниями, мажоритарными акционерами которых являются российские физические и юридические лица.
На рынках стран АТР продолжается ускоренный рост спроса не только на нефть и газ, но также на продукты их переработки.
Это отличный стимул к тому, чтобы прекратить споры о нужности или ненужности строительства Роснефтью Восточного нефтехимического комплекса (ВНХК) - огромного комплекса в Находке, который сможет перерабатывать до 30 млн т нефти в год.
Но для этого нужно расширить возможности нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО), по которому сейчас компания поставляет нефть в Китай.
И решить проблему тарифов естественных монополий: с 2010 г тарифы на транспортировку нефти в восточном направлении выросли на 27%.
В нынешних условиях изжил себя и принцип монопольного положения Газпрома как единственного российского экспортера газа, утверждает И.Сечин.
Ибо серьезные планы по наращиванию добычи газа есть не только у газового монополиста, но и у нефтяных компаний.
По оценкам экспертов, потенциал добычи газа на месторождениях этого региона, действующих и перспективных, может составить до 200 млрд м3/год.
Очевидно, что мы должны продавать этот газ на рынке - и не только на внутреннем.
Поэтому в повестку дня нужно включать вопрос о предоставлении независимым производителям возможности экспорта газа с новых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока.
А если у нефтегазовых компаний будет возможность войти на экономически обоснованных условиях в газотранспортную систему, которую создает Газпром, это оптимизирует инвестиции.
Учтем, что либерализация газового экспорта не только принесет дополнительные доходы в бюджет страны, но и может серьезно повысить российское влияние на мировые топливные рынки.