Результатом прошедшего накануне в Астрахани заседания президентской комиссии по ТЭК стал 12-страничный документ с поручениями профильным ведомствам.
Дискуссии по прописанным в поручениях вопросам еще не завершены.
Основное президентское поручение в ближайшие месяцы провести совещание с участием президента России В.Путина по вопросу о возможных схемах экспорта газа независимых производителей в Китай.
Предложены две альтернативы, говорит участник заседания.
Первая - покупка Газпромом газа независимых производителей, добытого на востоке страны, по цене, равнодоходной с экспортной без учета пошлины и транспортных расходов.
Этот сценарий оставляет за Газпромом монополию на трубу.
Вторая - это создание независимыми производителями консорциума по строительству газотранспортной инфраструктуры для увеличения поставок в Китай с вероятным отказом от монополии Газпрома на экспорт трубопроводного газа в этом направлении.
Расширение газотранспортной сети на востоке России необходимо для увеличения поставок в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
21 мая предправления Газпрома А.Миллер и президент китайской CNPC Ч.Цзипин подписали контракт на поставку российского трубопроводного газа в КНР.
30-тилетнее соглашение предусматривает экспорт 38 млрд м3 российского газа в год.
Независимые производители заявляют о готовности экспортировать в Китай 20-30 млрд м3 в год.
Но в ходе обсуждения допуска независимых производителей к восточному экспортному направлению осталась неуверенность в их ресурсной базе, которая способна на долгосрочной основе обеспечить затребованный экспортный объем.
Ни Газпром, ни Китай пока не готовы к наращиванию объемов газа сверх уже законтрактованных.
Сс инициативой создать консорциум компаний нефтегазового сектора для строительства трубопроводов Восточной газовой программы, основой которой станет строящаяся труба Сила Сибири, выступает глава Роснефти и ответственный секретарь президентской комиссии по ТЭК И.Сечин.
Ранее глава Газпрома А.Миллер оценивал инвестиции в строительство восточной инфраструктуры в 55 млрд долл США.
Если монополия останется за Газпромом, концерн сможет профинансировать строительство труб и обустройство Чаяндинского и Ковыктинского месторождений за счет предоплаты от КНР в размере 25 млрд долл США.
Также Газпром может рассчитывать на господдержку в форме докапитализации, сказал накануне В.Путин.
Государство - основной акционер Газпрома - не планирует допэмиссии акций монополии, но будет рассмотрена возможность включения восточной стройки в перечень проектов, претендующих на средства из Фонда национального благосостояния.
Но экспансия независимых производителей может не ограничиться экспортом на Восток, они предлагают заместить своими объемами долю среднеазиатского и азербайджанского газа в закупках Газпрома.
Сейчас Газпром покупает газ у Казахстана, Узбекистана, Туркменистана и Азербайджана и направляет его в Европу через дочернюю структуру в Цюрихе - Gazprom Schweiz.
Этот газ проходит по трубам Газпрома как транзитный, без выплаты таможенных пошлин.
Поставки газа в Европу по этой схеме в 2013 г были на уровне 35,7 млрд м3 - более 18% от общего объема экспорта.
Цена вопроса для федерального бюджета составляет около 4,3 млрд долл США.
Соответственно, на обсуждение выносится вопрос установления таможенных пошлин на среднеазиатский и азербайджанский газ, поставляемый Газпромом в европейском направлении в транзитном режиме, с постепенным замещением этих объемов газом российских независимых производителей.
Это вопрос 3-5 лет и для перевода поставок среднеазиатского и азербайджанского газа из транзитного в стандартный экспортно-импортный режим потребуется перезаключение контрактов с поставщиками на российское юридическое лицо.
Чиновник, участвовавший в заседании президентской комиссии, убежден, что в ближайшее время контрактные обязательства Газпрома не позволяют отказаться от закупок газа в Средней Азии.
Закупая среднеазиатский газ, Газпром снимает вопрос дополнительной ценовой конкуренции на рынке Европы и лишает альтернативные трубопроводные проекты, например, Nabucco, возможности получить гарантированные дополнительные ресурсы газа для поставки в Европу. Кроме того, схема дает Газпрому свободные ресурсы для работы на спотовом рынке.