Интенсивность судоходства по Северному морскому пути (СМП) продолжает расти и вновь достигла рекордного уровня в 2013 г, поскольку становится все больше компаний, стремящихся оценить целесообразность этого маршрута.
Россия активно развивает СМП, позволяющий судам двигаться на восток из Баренцева моря вдоль российского побережья через Берингов пролив в Тихий океан, так как планирует использовать его для транспортировки нефти, добываемой в Арктике, на мировые рынки.
Россия также надеется превратить его в международный торговый путь, альтернативный традиционному маршруту из северной Европы на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, поскольку СМП предлагает ряд преимуществ, в том числе - значительное сокращение протяжённости пути.
В 2014 г объём грузоперевозок по СМП вырос до 1,356 млн т, или на 7,4% в годовом исчислении, сообщил на Арктическом нефтегазовом форуме в Москве, организованном Adam Smith Conferences, заместитель генерального директора Росатомфлота С.Головинский.
В этот объём входит пилотная поставка 75 тыс тонн нафты из балтийского порта Усть-Луга в Южную Корею.
Хотя рост тоннажа в 2013 г не был впечатляющим, объём грузов, следующих по СМП транзитом из одного иностранного порта в другой, в 1,8 раз, сообщил на форуме директор управления СМП А.Ольшевский.
Интенсивность движения по СМП выросла до 71 рейса, то есть на 54% по сравнению с 46 рейсами в 2012 г, сказал Головинский.
22 судна из этого числа прошли по СМП транзитом без коммерческих грузов.
СМП открыт для навигации около пяти месяцев, с июля по ноябрь, однако Головинский отметил, что в некоторые годы сезон навигации может быть длиннее.
В 2010 г Росатомфлот обеспечил прохождение по СМП одного судна, напомнил он.
В 2013 г управление СМП выдало 635 разрешений на проход по СМП, причем 127 (20%) из них были выданы судам под иностранными флагами, сказал Ольшевский.
Протяженность СМП от острова Новая Земля в Северном Ледовитом океане до мыса Дежнева на Чукотском полуострове, самой северо-восточной точки Евразии, составляет 3 тыс миль.
Это на 3,9 тыс морских миль короче традиционного маршрута протяженностью 11 тыс морских миль.
Это позволяет сократить продолжительность рейса по перевозке грузов в Японию, Китай и Южную Корею примерно на 40%, или на 20 дней.
Также маршрут позволяет избежать политических рисков, с которыми связаны перевозки через Суэцкий канал, но ему присущи тяжёлые погодные условия и льды.