Инициируемые Кабмином Украины внесения изменений в порядок проведения аукционов по продаже углеводородов внутренней добычи грозит увеличением теневой составляющей на рынке нефтепродуктов.
Как сказано в пословице: «Не наступайте на одни и те же грабли одной и той же ногой. Вносите в жизнь разнообразие: меняйте либо грабли, либо ногу».
Скорее всего, именно ею руководствовалось Минэнергоугля, разрабатывая в инициативном порядке проект постановления Кабинета Министров О внесении изменений в Порядок организации и проведения биржевых аукционов по продаже нефти сырой, газового конденсата собственной добычи и сжиженного газа, которое является не то возвратом в прошлое, не то недопроекцией на будущее.
В письме Минэнергоугля от 18 марта 2014 г. № 01/31-0448, адресованном Минэкономразвития и Минфину говорится, что предлагаемые изменения призваны оптимизировать организацию аукционов, проведение которых в настоящее время оказалось невозможным.
По информации Минэнергоугля, ТБ Первая независимая биржа (ПНБ), на которой проводились торги, фактически прекратила свою деятельность, связь с ее руководством отсутствует, офисные помещения опечатаны.
«То есть, на сегодня нет возможности проводить аукционы, в том числе специализированные аукционы по продаже сжиженного газа для бытовых нужд населения в соответствии с действующим законодательством» – констатируют авторы письма.
Всё ещё не опубликованы результаты уже проведенных торгов, в частности аукциона от 23 января 2014 г. № 185-186 (со стартовыми ценами 341 175 т украинской нефти и 32 400 т конденсата 6925 и 7213 грн/т), что не позволяет установить рыночную цену углеводородных ресурсов.
Участникам рынка предложено сохранить для специализированных предприятий по реализации сжиженного газа для нужд населения льготные цены на этот ресурс, объём которого определяется в соответствии с заявками государственных администраций; использовать при определении стартовой цены украинской нефти переводной коэффициент 0,85 не только для нефти Аzeri, но и для других сортов каспийского сырья (при отсутствии поставок на таможенную территорию Украины нефти Urals); привязать стартовую цену на сжиженный газ к усредненной таможенной стоимости импортного СПБТ, а при отсутствии поставок – к среднему за 15 дней, предшествующих дате регистрации заявок на участие в аукционе, значению FOB Black Sea propane-butane mix по данным издания Argus International LPG с пересчетом по курсу Нацбанка; ввести в состав аукционного комитета не только представителей Минэнергоугля, Минэкономразвития и НАК Нефтегаз Украины, но и компаний, реализующих ресурсы (ДК Газ Украины, ПАО Укрнафта и ПАО Укргаздобыча); отказаться от заранее утвержденного графика проведения аукционов с определением сроков их организации в начале каждого месяца; исключить форс-мажорные условия при проведении аукционов через разрешение производителям в период конкурса на выбор биржи для проведения аукционов реализовывать ресурс на аукционах, организованных самостоятельно в ходе двусторонних переговоров с биржами; сократить сроки проведения конкурса по определению биржевой площадки от момента объявления конкурса до решения о победителе (суммарно на 11 дней).
Следует отметить, что задумка Минэнергоугля Украины удалась не совсем.
Вместе с нововведениями будут реанимированы некоторые положения постановления Кабмина от 4 апреля 2000 г №599, определявшего процедуры проведения аукционных торгов до принятия в 2011 г действующего постановления №1064, а именно: Возобновление коммерческих аукционов по реализации сжиженного газа при наличии сверхлимитных объемов ресурса По мнению Минэнергоугля, это должно увеличить поступления в государственный бюджет (хотя в последний раз сверхлимитный ресурс выставлялся на торги 4 августа 2010 г.); определение стартовой цены на сжиженный газ для нужд населения по формуле Сц = Ср х Кз, где Ср – средневзвешенная цена реализации сжиженного газа на специализированных аукционах в 2013 г (2130 грн/т); Кз – соотношение цен природного газа для населения по состоянию на первое число месяца проведения аукциона и на 1 января 2014 г.
Участники рынка отмечают, что добавление в проект других сортов каспийской нефти даст возможность, например, привезти 100 т любой нефти морем между двумя контролируемыми компаниями и искусственно поставить заниженную стоимость, например 3 тыс грн за тонну и на аукционе по данным таможни эта стоимость будет взята за стартовую да еще и с коэффициентом 0,85.
Кроме того, новшества позволяют указывать стартовую без НДС, а продажную с ее учетом, что, по мнению участников рынка, открывает возможность манипулировать результатами торгов.
Для недопущения этого все операции должны быть четко прописаны.
То есть, стартовая цена указывается с НДС, а цена продажи (в бюллетене аукциона без учета НДС) позволяют получить эксклюзивным покупателям рыночное преимущество порядка 200-300 млн грн в месяц или порядка 3 млрд. гривень в год. Это дает ценовой запас на заправках на 50 копеек на литре ниже конкурентов.
В новом аукционном Порядке нужно четко прописать формулу: цена продажи = стартовая цена (согласно Закону Украины про нефть и газ, без НДС) + премия аукциона (добавочная стоимость сформированная в результате аукциона) + НДС.
Предлагаемые изменения не только не способствуют формированию цивилизованных отношений на нефтегазовом рынке, а консервируют криминальную составляющую предыдущих аукционов.
Инициативный документ не учитывает новых экономических реалий, в частности плавающего курса доллара, и предлагает поставить цены на украинский сжиженный газ в зависимость от публикаций компании-нерезидента с российскими корнями.
Документ не обеспечит прозрачности торгов и создание конкурентных условий на рынке, тем более установление объективных ценовых индикаторов для нефти и газа украинской добычи.
Если постановление будет принято, оно вновь откроет широкое поле деятельности компаниям с копеечным уставным капиталом, которые долгое время скупали украинские углеводороды по дешёвке, чтобы перепродать их в пять-семь раз дороже.
Причём всё это прикрывается заботой о нуждах населения и увеличении поступлений в государственный бюджет.