На фоне переговоров о возможных поставках иранской нефти для России, сотрудничество по обратным свопам - это не кажется удивительным.
В настоящее время Иран проводит дноуглубительные работы в северном порту Нека на Каспийском море.
Об этом сообщали местные агентства.
Ранее Иран анонсировал проект строительства 3х новых резервуаров в нефтетерминале, емкостью 150 тыс барр каждый.
Ориентировочным сроко был назван конец нынешней Солнечной Хиджры (новый год в Иране, наступает 21 марта), но сроки, вероятно, сдвинутся.
На 1м этапе емкость нефтетерминала будет увеличена до 500 тыс барр, на 2м - до 1,5 млн барр.
18 февраля 2014 г, когда 1й вице-президент Ирана И. Джахангири подтвердил журналистам факт переговоров между Ираном и Россией об обмене иранской нефти на различную российскую продукцию, можно предположить , что уже с новой Солнечной Хиджры нефтетерминал порта Нека на Каспии будет принимать российские нефтеналивные танкеры для выполнения своповых поставок нефти из Ирана в Россию.
Иран активный участник рынка обратного свопа.
Получая нефть Средней Азии в порту Нека на Каспии, Иранская компания нефтяных терминалов использует ее на НПЗ в г Тегеране и Тебризе, отправляя взамен эквивалентное количество нефти с острова Харк в Персидском заливе.
К примеру, Dragon Oil продавал большую часть добываемой нефти в Туркменистане, через иранский порт Нека до июля 2010 г.
Казахстан, начав своповые поставки в 2005 г в объеме 27 тыс барр/ сутки, уже в 2006 г увеличил их до 82 тыс барр/ сутки.
Вместе с увеличением пропускной способности нефтетерминала порта Нека строится магистральный нефтепровод (МНП) Нек- Джаск, мощностью 1 млн барр. нефти порта на берегу Оманского залива, а также новый нефтетерминал в Джаске. Данный трубопровод позволит прокачивать до 1 млн барр. нефти из Неки в Джаск.
Интерес Ирана к Росии понятен.
Нынешняя мощность своповых поставок составляет до 150 тыс барр/сутки сырой нефти, а законтрактовано лишь около 20 тыс барр/сутки.
После проведения дноуглубительных работ, теоретически, российские ширококорпусные нефтеналивные танкеры смогут швартоваться на нефтяном терминале порта Нека.
18 сентября 2013 г И. Джахангири подтвердил факт таких переговоров, адресовав россиянам фразу: «Если вы не выйдите на иранский рынок, сюда придут другие, и для вас не останется места».
Нужно ли это России - это вопрос.
18 февраля 2014 г стало известно, что SOCAR подписала договор с Транснефтью о транспортировке нефти через МНП Баку - Новороссийск, что существенно эффективность МНП.
Но, Транснефть хочет подзагрузить МНП Баку-Новороссийск среднеазиатской нефтью через нефтетерминал в Махачкале, поэтому , возможны варианты.
Хотя глобальные интересы, вероятно, выше.