SOCAR со следующей недели планирует приступить к прокачке нефти, добытой с собственных месторождений, по МНП Баку-Тбилиси-Джейхан.
Представитель SOCAR опроверг заявление Транснефти о том, что SOCAR обратилась о продлении срока действия договора о транспортировке азербайджанской нефти по МНП Баку-Новороссийск.
Вместе с тем, переговоры с Транснефтью никогда не прекращались, компании находятся в постоянном диалоге.
Если будет достигнута определенная договоренность, то SOCAR не исключает возможности возобновить экспорт определенных объемов нефти по МНП Баку-Новороссийск.
Стало известно, что Транснефть не будет перекрывать МНП Баку-Новороссийск, хотя совсем скоро планируется завершить работы по консервации участка Ширвановка-Махачкала нефтепровода.
По словам И.Демина, МНП якобы останется в строю из-за обращения SOCAR о продлении срока действия договора о транспортировке нефти из Азербайджана, -«Мы уже собирались закрыть задвижки, но азербайджанская сторона в конце прошлой недели обратилась с просьбой о пролонгации договора, действие которого заканчивается 14 февраля 2014 г. В настоящий момент мы ведем переговоры о заключении коммерческого договора вместо действующего до завтрашнего дня межправсоглашения».
Очевидно, что стороны ведут нешуточные переговоры, но договориться, вероятно, пока не могут.
Есть 2 проблемы: тариф и банк качества нефти.
«Мы сообщили им расчеты по тарифу на транспортировку нефти в зависимости от объемов прокачки. Однако не получили от азербайджанской стороны каких-либо предложений по объемам», - напористо заявил в ноябре 2013 г И.Демин.
Тогда Транснефть предложила дифференцированный тариф.
При объеме прокачки в 1,8 млн т/год нефти тариф составляет 700 руб/1 т, при объеме в 5 млн т- менее 400 руб/1 т.
Нынешний тариф составляет 16 долл США/1 т, при условии прокачки 5 млн т.
Азербайджан качает лишь 1,8 млн т/год, что, по мнению Транснефти, убыточно для компании.
«МНП Баку-Новороссийск будет простаивать, пока мы не найдем взаимовыгодного решения с российской стороной» - уверен вице-президент по переработке SOCAR Д.Мамедов.
Также Азербайджан не устраивает то, что более дорогая легкая малосернистая азербайджанская нефть отгружается из порта Новороссийск как сорт более дешевой российской URALS, что снижает доходы SOCAR.
Простаивать МНП Баку-Новороссийск, вероятно, не будет.
Во всяком случае, на участке Махачкала - Новороссийск.
13 января 2014 г Н.Токарев поведал, что Транснефть изучает возможность расширения мощностей в порту Махачкала для обеспечения приема нефти в МНП Махачкала-Новороссийск.
Более того, в феврале 2014 г стало известно, что Группа Сумма построит новый узел учета нефти рядом с портом Махачкалы, а затем передать его в эксплуатацию Транснефти.