Транснефть ведет работы по консервации участка магистрального нефтепровода (МНП) Баку-Новороссийск (Махачкала-Баку) в отсутствие инициатив Азербайджана по подписанию коммерческого соглашения о транзите нефти.
Об этом 10 января 2014 г с печалью заявил И.Демин.
По его словам, представители азербайджанской госкомпании SOCAR так и не начали официальные переговоры по подготовке коммерческого соглашения о транзите азербайджанской нефти через территорию РФ после расторжения в мае прошлого года межправительственного соглашения между Россией и Азербайджаном, на основе которого заключался договор о транзите.
В феврале 2014 г заканчивается действие договора о прокачке азербайджанской нефти по МНП Баку-Новороссийск.
Транснефть готова завершить консервацию неиспользуемого участка Махачкала-Баку, закачав в трубу инертный газ.
Транснефть приступила к консервации участка Ширвановка-Махачкала на границе с Азербайджаном еще в ноябре 2013 г.
Тогда Азербайджан так и не начал официальные переговоры с Транснефтью по тарифам прокачки нефти.
В мае 2013 г Д.Медведев подписал распоряжение о прекращении действия договора о транзите азербайджанской нефти через территорию России по МНП Баку-Новороссийск, который действовал с 1996 г.
Межправсоглашение предусматривало прокачку 5 млн т азербайджанской нефти, однако фактические объемы не превышали 2 млн т/год.
В 2012 г SOCAR экспортировала по МНП Баку-Новороссийск 2,064 млн т нефти, в 2013 г -1,7 млн т.
Доходы от этих объемов транзита не покрывали затраты Транснефти на поддержание МНП в должном технологическом состоянии.
Транснефть, как исполнитель, также не могла изменить тариф, который рассчитывался на объем, в 2 раза больший, поскольку параметры тарифа также закреплялись межправсоглашением.
Ранее, Транснефть оценила в 50 млн долл США/год убытки от содержания МНП при нынешних условиях.
«Мы сообщили им расчеты по тарифу на транспортировку нефти в зависимости от объемов прокачки. Однако не получили от азербайджанской стороны каких-либо предложений по объемам», - заявил в ноябре 2013 г И.Демин.
Добавим. что Транснефть предложила дифференцированный тариф.
При объеме прокачки в 1,8 млн т/год нефти был предложен тариф 700 руб/1 т, при объеме в 5 млн т менее 400 руб/1 т.
Сейчас тариф, используемый для прокачки 1,8 млн т нефти составляет 16 долл США/1 т, но принят он был при условии прокачки 5 млн т.
«Тариф компании Транснефть для нас будет некомфортным. Поэтому, я думаю, мы уйдем от прокачки нефти по северному направлению на запад. МНП Баку-Новороссийск будет простаивать, пока мы не найдем взаимовыгодного решения с российской стороной» - по-восточному неторопливо сказал ранее вице-президент по переработке SOCAR Д.Мамедов.
Тариф - это не единственная проблема.
Сейчас легкая малосернистая азербайджанская нефть отгружается из порта Новороссийск под маркой российской сорта URALS, что не устраивает Азербайджан.
Вопрос создания банка качества нефти не решается.
Но и это не все.
В августе 2013 г И. Сечин не исключал возможности реверса по МНП Баку-Новороссийск.
19 августа 2013 г Р.Абдуллаев заявил, что егоSOCAR ведет переговоры с Роснефтью о реверсу нефти сорта Urals по МНП Баку-Новороссийск в объеме 5 млн т/год.
Консервация участка Ширвановка-Махачкала МНП Баку-Новороссийск не позволит реализовать планы реверса.
Участок МНП Новороссийск - Махачкала будет использоваться по-прежнему для транспортировки нефти, поступающей в порт столицы Дагестана.