У трейдеров на нефтебазах закончились остатки низкооктановых бензинов А-76 и А-80.
Основным потребителем данных бензинов является грузовой, малотоннажный и внутригородской пассажирский транспорт, а также старые автомобили отечественного производства, военная, железнодорожная и спецтехника, а также сельскохозяйственные машины, что составляет ни много ни мало - 54% транспортных средств страны.
Топливо перестали производить и завозить по импортным поставкам после того, как 1 июля 2013 г в Украине истекли старые стандарты качества топлива, из-за чего ввоз в страну топлива стандарта Евро-2 и Евро-3 оказался невозможен.
Окончание действия ДСТУ 4063-2001 «Бензины автомобильные. Технические условия» и ДСТУ 3868-99 «Топливо дизельное. Технические условия» поставило фактически вне закона такие популярные марки топлива, как бензин А-76/80.
Ааналогичная ситуация может возникнуть и с традиционным дизельным топливом в случае непринятия технического регламента, который должен заменить национальные стандарты Украины, обеспечение соответствия которым станет исключительно добровольным.
В соответствии с проектом документа оборот нефтепродуктов экологического класса Евро-3 будет продлен до 2015 г, что откроет дорогу топливу, необходимому миллионам транспортных средств страны.
Но решения Кабмина по этому поводу все еще нет.
Если решение Кабинета министров по введению в действие технического регламента будет отложено, нормальное функционирование грузовой, специальной, рельсовой и военной техники в Украине станет невозможным.
Это негативно скажется на экономических показателях страны и вызовет массовое социальное напряжение.
Невозможность поступления на внутренний рынок Украины значительных объемов дизельного топлива, соответствующего ДСТУ 3868-99, приведет к возникновению его дефицита в период наибольшего сезонного спроса и, как следствие, к значительному подорожанию.
В соответствии с принятым Верховной Радой Законом Украины «О внесении изменений к некоторым законам Украины касаемо производства и использования моторных топлив с содержанием биокомпонентов» № 4970-VI от 19 июня 2012 г, с 2013 г в Украине действует норма о рекомендационном характере добавления в автомобильные бензины 5% биоэтанола.
С 1 января 2014 г эта норма должна стать обязательной.
В связи с этим «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» прогнозируетподорожание бензинов смесевых на 5 грн за литр в случае вступления в силу нормы об обязательном добавлении биоэтанола.
На данные смесевые виды топлива также нет технических условий и национальных стандартов.
Украина не готова к выполнению нормы закона об обязательном добавлении 5% биоэтанола в бензин, которая должна вступить в силу с начала 2014 г.
Немного истории. В середине сентября 2009 г Лисичанский НПЗ отказался от выпуска бензина А-80 в пользу более востребованных рынком марок А-92 и А-95.
Такое решение объяснялась тогда, тем что мощности других украинских заводов позволяют с запасом покрыть существующие потребности в таком топливе. Кроме того, мстрана продолжала снабжаться бензином А-80, импортируя необходимые объемы из Беларуси».