Осенью 2013 г Казахстан может столкнуться с проблемой нехватки высокооктанового бензина.
Дефицит топлива в стране возник из-за задержки начала переработки казахстанской нефти в Китае.
Восполнить нехватку бензина можно было бы с помощью импорта из России, однако на него правительством страны сейчас введены ограничения.
Еще 28 января 2013 г Казахстан решил сократить импорт нефтепродуктов из РФ за счет расширения толлинговых операций с Китаем.
«По расчетам такие поставки выгоднее, и в 2012 г мы из КНР поставили первые 26 тыс т высокооктанового бензина», - дышал оптимизмом тогдашний министр нефти и газа республики С. Мынбаев.
В Казахстане работают 3 НПЗ - "Атырауский", "Шымкентнефтеоргсинтез" и "Павлодарский нефтехимический завод".
Последний частично закрыт на модернизацию, завершить которую планируется только к 2015 г, а 2 других - обеспечивают топливом в основном сельскохозяйственную отрасль.
К тому же НПЗ в Казахстане неинтересно наращивать производство ГСМ.
С начала 2013 г производство бензина в стране сократилось на 14%.
ГСМ, реализуемые на территории Казахстана, поставляются из России и продаются по ценам ниже тех, которые были бы выгодны местным производителям.
Согласно подписанному 19 сентября 2012 г в г Павлодаре соглашению, Россия беспошлинно поставляет в Казахстан нефтепродукты, а Казахстан компенсирует России выпадающие доходы бюджета за счет встречных поставок своей нефти - 1,2-1,5 млн тонн.
Цена на эту нефть ниже, чем экспортная цена в дальнее зарубежье.
НПЗ объяснили сокращение производства затовариванием нефтехранилищ из-за введенного еще 3 г назад запрета на экспорт светлых нефтепродуктов.
Он был введен, чтобы сдержать цены на топливо, стабилизировать внутренний рынок сырой нефти и не допустить дефицита бензина.
В январе 2013 г власти хотели решить проблему с помощью временного переноса переработки на китайские заводы 0,5 млн т сырой нефти на китайский НПЗ Душаньцзы, расположенный недалеко от границы с Казахстаном и технологически ориентированный на переработку казахстанской нефти.
Да, рядом и ориентирован на переработку.
Но для толлинга НПЗ Душаньцзы не приспособлен.
Во-первых, зачем Китаю возвращать нефтепродукты в Казахстан, если Казахстан не выполняет обязательства об увеличении поставок нефти для роста производства нефтепродуктов для внутреннего потребления в Китае?
Во-вторых, транспортной инфраструктуры для доставки нефтепродуктов в Казахстан просто нет.
Нет ни трубы, ни Ж/Д, а автотанкерами много не привезешь.
Да и невыгодно это.
Зачем Казахстан надеялся на невыполнимое остается загадкой.
С. Ахметов 7 августа 2013 г подписал поставление о запрете на экспорт нефтепродуктов с 1-го июля 2013 г.
Но это, как мы видим, не решило проблему.
Законы рынка вынудят регуляторов повысит цены на топливо.
Только в этом случае Казахстан осенью 2013 г не останется без бензина.
В 2013 г трейдеры надеялись получить от правительства разовое разрешение на вывоз примерно 50 тыс т бензина, чтобы разгрузить хранилища, а заодно и заработать, продав топливо по более высоким экспортным ценам, но власти вместо этого ввели ограничения на поставку ГСМ из России.
Еще в начале августа 2013 г производители нефтепродуктов переживали, что вынуждены работать на склад, в тч в коммерческие нефтебазы.
После отказа от экспорта казахстанского низкооктанового топлива и импорта российского топлива на фоне сокращения внутреннего производства резервуары стали пустеть.