13 августа ФАС занялась изучением причин роста цен на бензин в июле 2013 г.
В случае, если антимонопольщики решат, что в этом виноваты нефтяные компании, ослушники будут наказаны рублём.
В конце июля 2013 г спрос на автомобильный бензин на бирже превысил предложение в 3 раза, а цена поднялась до 38 тыс -39 тыс руб за 1 т топлива, рассказал начальник управления контроля ТЭК ФАС Д. Махонин.
ФАС заинтересовалось также и переориентированием НК перед осенним закрытием своих НПЗ на плановый ремонт с внутреннего рынка на экспорт.
«Действия будут - это однозначно. Решение возбудить дело или вынести рекомендации нефтяным компаниям примет руководство ФАС в ближайшее время», - заявил Д. Махонин.
В начале августа 2013 г Минэнерго и ФАС настоятельно рекомендовали снизить экспорт бензина. Во 2-м квартале 2013 г произошло увеличение экспорта бензина на 56,3%, до 1,61 млн т бензина. Особенно остро ситуация с дефицитом бензина проявилась на Дальнем Востоке.
В письме вице-премьеру А. Дворковичу глава Транснефти Н. Токарев 8 августа 2013 г сообщил, что потребности Дальнего Востока в бензине могут обеспечить принадлежащие Роснефти Комсомольский и Хабаровский НПЗ.
Однако Роснефть предпочитала отправлять свою продукцию за рубеж.
К примеру, из произведенных на Комсомольском НПЗ в 2012 г 6 млн тонн топлива была экспортирована почти половина – 2,7 млн тонн.
Напомним, ФАС направила нефтяным компаниям запросы с требованием сообщить причины, которые вызвали резкое повышение стоимости автомобильного топлива.
12 августа 2013 г истек последний срок предоставления объяснений по данному вопросу.
Д. Манохин отметил, что компании в ответах на запросы указывают такие причины, как дефицит топлива на внутреннем рынке, повышение спроса на нефтепродукты из-за ремонта заводов и повышение курса долл США.
Беспокойство регуляторов рынка вызывает возможный рост розничной стоимости топлива.
При росте стоимости, в случае недостаточного количества товара наступает его дефицит, забытое слово еще из социалистического лексикона.
Это уже происходило в конце 2010 г.
Как это может повторяться, особенно в стране, находящейся на нефтяной игле?
Как это возможно, когда нефтегазовая отрасль страны находится под тотальным контролем властей?
По данным ЦДУ ТЭК, объем выпуска автомобильного бензина в РФ в январе-июле 2013 г вырос на 2,8 % по сравнению с аналогичным периодом 2012 г и составил 22,296 млн тонн.
Выпуск дизельного топлива увеличился на 3,2% - до 41,447 млн тонн.
Производство топочного мазута возросло на 2,1% - до 44,053 млн тонн, авиакеросина - на 0,4%, до 5,892 млн тонн.
Объем поставок нефтяного сырья на переработку в России возрос в январе-июле на 2,9% и составил 157,808 млн тонн.
Любопытно что, и увеличение с 1 августа 2013 г пошлины на экспорт бензина не смогло нормализовать ситуацию.
Напомним, пошлина на экспорт бензина, исходя из коэффициента 0,90, повысилась до 341,8 долл США/т с 332,2 долл США/т.