28 июня 2013 г состоялось заседание президиума Коллегии Минрегиона РФ, где были рассмотрены основные направления деятельности Минрегиона России по реализации государственной политики в Арктике.
В обсуждении приняли участие зам Председателя правительства РФ Д. Рогозин, Министр регионального развития РФ И. Слюняев, Министр РФ по развитию Дальнего Востока – Полпред Президента РФ в ДФО В. Ишаев, главы субъектов РФ.
Открывая обсуждение, Министр регионального развития И.Слюняев отметил, что в Арктическую зону России частично или полностью входят 7 субъектов Федерации, в русской Арктике проживают более 2 млн. человек, здесь производится порядка 15% ВВП, добывается 80% российского газа, 95% металлов платиновой группы, более 85% никеля и кобальта, около 60% меди, значительная часть российских алмазов.
Через Арктическую зону пролегает одна из наиболее перспективных транспортных артерий - Северный морской путь.
Для сохранения и развития Арктической зоны РФ в качестве нашей стратегической ресурсной базы необходимо решить целый комплекс задач:
создать условия для трудовой миграции в регион и обеспечить комфортные условия жизни на этой территории;
повысить уровень инфраструктурной обеспеченности мегарегиона;
реализовать меры по стимулированию роста и диверсификации экономики;
обеспечить сбережение экологических систем Арктики;
повысить качество государственного и муниципального управления в регионах Арктической зоны.
Президиум Коллегии Минрегиона также рассмотрел вопросы, касающиеся планируемых исследований в Арктике, градостроительный подход к определению состава субъектов РФ, входящих в Арктическую зону РФ, основные положения Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, проект Концепции развития арктической территории на примере Колымского подрайона Якутии.
Минрегион России приступил к разработке государственной программы социально-экономического развития Арктической зоны РФ.
Приказом Минрегиона от 7 мая 2013 г. № 198 создана Межведомственная рабочая группа по ее разработке.
Инструментом реализации госпрограммы, по мнению главы ведомства, может стать Инвестиционный фонд РФ, по дальнейшей судьбе которого в настоящее время принимаются решения.
Об этом Инфестиционном Фонде И.Слюняев жарко спорил в рамках ПМЭФ-2013 г.
Также, инструментом реализации госпрограммы может стать и федеральная целевая программа развития Арктической зоны, разработку которой инициирует Минрегион.
Для координации действий всех заинтересованных органов власти в вопросах реализации государственной политики в Арктике считаем необходимым сформировать Правительственную комиссию под руководством Заместителя Председателя Правительства РФ, - внес предложение И.Н.Слюняев.
Оно было поддержано президиумом Коллегии.
В ходе заседания отмечалось, что сейчас существует потребность нормативного закрепления состава Арктической зоны в связи с необходимостью формирования государственнрй программы и организации государственного статистического наблюдения в Арктике.
По поручению Правительства Минрегион России ведет работу по подготовке акта Правительства РФ о составе Арктической зоны.
Обсуждались подходы к определению границ Арктической зоны РФ.
Были прения.
Губернатор НАО И. Фёдоров отметил, что в округе накоплен положительный опыт по функционированию аэропортовых комплексов в формате федерального казённого учреждения. Аэропорт Амдерма с 2012 г переведён в статус ФКП.
За 1,5 года за счёт средств федерального бюджета удалось в значительной степени улучшить материально-техническое оснащение аэропорта, провести комплекс ремонтных работ, закупить новое свето-сигнальное оборудование.
В планах окружных властей - перевод всех вертолётных площадок и взлётно-посадочных полос сельских населённых пунктов округа в ФКП.
По мнению И.Фёдорова, стратегические отрасли, такие как авиация, на Крайнем Севере должны быть в ведении государства. Опыт работы ФКП Аэропорт Амдерма показывает, что именно такая форма управления нужна в Арктике.
Президент Якутии Е. Борисов предложил определить государственную стратегию в вопросе закупки воздушных судов для функционирования в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.
По мнению И.Федорова и Е.Борисова, государство должно определить тип воздушных судов, максимально адаптированный для работы в Арктике. Недопустимо использование разнотипных самолётов, ремонтная база, тип воздушного судна и прочие технические параметры должны быть унифицированы.