19 июня в городе Сосновый Бор были подведены итоги работы совместных рабочих групп, рассматривавших использование в проекте охлаждающих систем строящейся Ленинградской АЭС-2 так называемых «мокрых» испарительных градирен.
В заключительном совещании рабочей группы приняли участие: первый заместитель генерального директора Концерн Росэнергоатом, доктор технических наук, профессор В. Асмолов, руководитель Института ядерной энергетики (филиал СПбГТУ в г. Сосновый Бор) А. Еперин, специалисты ЛАЭС и ЛАЭС-2, представители генерального проектировщика ЛАЭС-2 –Атомэнергопроект (СПб), общественных экологических организаций, а также ветераны атомной энергетики и промышленности, депутаты Совета депутатов г. Сосновый Бор и Законодательного собрания Ленинградской области.
В ходе работы были рассмотрены отчёт о работе совместных подгрупп и выработанное на их основе заключение. Подписание данного документа совместной рабочей группы по теме «Безопасная работа градирен при эксплуатации энергоблоков ЛАЭС-2» и стало итогом трёхчасового совещания.
В документе отмечен высокий профессиональный уровень проектных решений ЛАЭС-2, в частности, это касается применения современных конструкций башенных испарителей и технологий их эксплуатации. По результатам анализа полученных рабочих материалов рабочая группа рекомендовала выполнить дополнительные расчёты влияния башенных испарителей на состояние окружающей среды и здоровье населения с учётом современных нормативов.
Сопредседатель совместной Рабочей группы В. Асмолов подчеркнул, что все вопросы, которые обсудила рабочая группа, могли касаться как атомной электростанции, так и тепловой, ГРЭС и т.п.
«Росэнергоатом, как заказчик проекта ЛАЭС-2, в данном случае доверяет проектным институтам, тем государственным органам, которые проводят экспертизу проекта – и эти люди от нас никак не зависят. На сегодняшний день есть те решения, которые приняты для Ленинградской атомной станции. Они прошли все возможные экспертизы. И в принципе, Концерн мог уже не прислушиваться к мнению общественности, но раз у людей появляются такие вопросы, мы хотим их выслушать. Именно поэтому начала работу совместная группа, чтобы ещё раз провести анализ всех имеющихся материалов. И мы готовы на этот дополнительный анализ», – сказал он.
По мнению сопредседателя рабочей группы по проблемам использования градирен на ЛАЭС-2 А. Еперина, обсуждение данного вопроса в таком формате – с участием не только отраслевых специалистов, но и общественников – само по себе стало важной инициативой Концерна Росэнергоатом, поскольку каждый его участник затрагивал вопросы экологической безопасности Соснового Бора.
По словам В. Перегуды, директора Ленинградской АЭС (для поэтапного замещения мощностей которой сооружается ЛАЭС-2), проект строящейся станции «абсолютно логический». «У нас сегодня нет оснований считать, что строительство ЛАЭС-2 более вредно (для экологии региона – ред.), чем строительство, например, тепловой станции», – отметил он. По его оценке, при эксплуатации башенных испарителей негативное воздействие ЛАЭС-2 на окружающую среду будет минимальным, тогда как приостановка проекта строительства замещающих мощностей привела бы к необходимости в любом случае создать в регионе дополнительные источники энергии.
Напомним, что проект сооружения ЛАЭС-2, предусматривающий использование «мокрых» градирен для охлаждения технической воды, прошел все необходимые процедуры, предусмотренные законодательством, такие как: утверждение проекта, проведение общественных слушаний, оценка влияния на окружающую среду.
Уже на этапе сооружения энергоблоков инициативной группой из числа жителей Соснового Бора было сделано предложение заменить «мокрые» градирни «сухими». В феврале 2012 г по поручению главы Госкорпорации Росатом С. Кириенко был создан экспертный совет, призванный провести дополнительный анализ существующей документации, положений и мнений и ответить на все волнующие общественность вопросы.
Специалисты СПбАЭП выполнили технико-экономическую оценку применения комбинированной системы охлаждения с использованием «сухих» градирен для первой очереди ЛАЭС-2 и пришли к выводу о нецелесообразности перепроектирования системы охлаждения 1-й очереди, так как это неизбежно приведёт к увеличению сроков и стоимости строительства, что в свою очередь приведет к значительному удорожанию электроэнергии как для промышленных, так и рядовых потребителей.
Как отмечал главный инженер СПбАЭП А. Казарин, экологическая безопасность проектных решений систем охлаждения энергоблоков ЛАЭС-2 подтверждается целым рядом выполненных исследовательских работ.
Данное проектное решение является широко распространенным, зарекомендовавшим себя как надёжное и безопасное для окружающей среды.
В частности, «мокрые» градирни с успехом используются на Калининской и Нововоронежской АЭС, их сооружение ведется и на Ростовской АЭС.
Сооружение энергоблоков ЛАЭС-2 осуществляется в рамках «Программы деятельности Госкорпорации «Росатом» на долгосрочный период (2009-2015 годы)», утвержденной постановлением Правительства РФ от 20.09.2008 №705, и является первым проектом нового строительства в отечественной атомной отрасли после 20-летнего перерыва.
Проект строительства энергоблоков ЛАЭС-2 в феврале 2007 г прошел процедуру общественных слушаний и получил положительное заключение Главгосэкспертизы Российской Федерации.
Генеральным подрядчиком строительства по итогам конкурса стал Санкт-Петербургский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт, которое в октябре 2007 г приступило к выполнению работ по инженерной подготовке территории строительства.
В октябре 2008 г был залит «первый бетон» в фундаментную плиту здания реактора энергоблока №1, что ознаменовало начало основного этапа строительных работ.
В ноябре 2008 г на стройплощадку была поставлена 1-я единица оборудования.
А в апреле 2010 г началось строительство здания реактора энергоблока № 2.
Ввод 1-го энергоблока ЛАЭС-2 планируется в 2014 г.
Проектный срок службы новых энергоблоков составит до 50 лет.