Власти Украины думают о строительстве нового НПЗ для переработки нефти из Азербайджана. А также о возможности задействования ГТС Украины для транспортировки азербайджанского газа в Европу.
13 июня 2013 г прошли переговоры министра энергетики и угольной промышленности Украины Э.Ставицкого с его азербаджанским коллегой Н.Алиевым, в ходе которого поднимался вопрос о строительстве НПЗ.
Любопытно, что строительство нового НПЗ обсуждается в условиях простаивания крупнейших нефтеперерабатывающих в Украине предприятий - Лисичанского НПЗ и Одесского НПЗ .
Разговоры о том, что Лисичанский НПЗ, которым владеет российская Роснефть, будет продан, пока не подтверждаются.
Предприятие, возможно, заработает осенью 2013 г, хотя целесообразность этого пока трудно оценить.
Чистый убыток Лисичанского НПЗ в 2012 г составил 996,5 млн грн против чистой прибыли 110,7 млн грн в 2011 г.
Да и Одесский НПЗ, принадлежащий ВЕТЭКу, снова заработал, после более чем 2-летнего простоя, только 29 марта 2013 г.
С момента отделения Украины в начале 90-х объемы перерабатываемой нефти на НПЗ сократились почти в 15 раз - с 59 млн т до 4 млн т в 2012 году.
Сейчас переработка ведется фактически только на 2-ух заводах из 7.
Среди тем, которые также обсуждали в ходе встречи Э.Ставицкий и Н.Алиев - строительство Евроазиатского нефтетранспортного коридора, поставки азербайджанской нефти на НПЗ Украины и ее транзит в 3-и страны, поставки СПГ, участие Украины в проекте газотранспортного маршрута AGRI.
Напомним, что Украина продвигает международный проект ЕАНТК, участниками которого могут стать Азербайджан, Грузия, Литва, Польша и Украина.
В сентябре 2012 г Украина предложила провести консультации по подготовке договора по ЕАНТК, но решение Польши по этому вопросу до сих пор не получено.
Проблема и в том, что из вышеперечисленных стран только в Азербайджане есть нефть в промышленных объемах.
SOCAR желает участвовать в строительстве и предлагает долгосрочные контракты на поставку нефти.
Украинские энергоэксперты отмечают охлаждение европейцев к этому проекту и не исключают, что его приверженцы столкнутся с большими финансовыми трудностями.
Однако для России наибольший интерес представляет тема обсуждения,также обозначенная в повестке министров - возможность задействования ГТС Украины для поставок азербайджанского газа в Европу, которые планируются совместно с использованием МГП TANAP, а также обеспечения функционирования сети АЗС в Украине, работающих под брендом SOCAR.
Похоже, Украина и Азербайджан все глубже интегрируются в европейское газовое пространство, оставляя на обочине российский Газпром.
Газотранспортные системы этих стран (ГТС Укарины и МГП TANAP) выступают основными конкурентами российскому Северному и Южному потокам в Европе.
Более того, страны уже давно сыскали себе мощного союзника, в лице ЕС, которому важно создать реального конкурента зарвавшемуся российскому монополисту.
Им может стать Азербайджан, если конечно слухи о несметных нефтегазовых богатствах этой страны, в которые так верит европейское газовое сообщество, подтвердятся.