Спотовый рынок не может быть главным эталоном цен на газ в Европе. Об этом сообщил президент Российского газового общества В.Язев в преддверии 8-й международная конференции «Энергетический диалог: Россия - ЕС. Газовый аспект», которая пройдет в Брюсселе 30 мая 2013 г.
Претензии Еврокомиссии к Газпрому, которые связаны с тем, что он завышает цены на газ в своих контрактах по сравнению с ценами спотового рынка,необоснованны.
Спотовая цена на газ в Европе, за март-апрель 2013 г увеличилась на 100%, но поставки газа не прекращались и соотношение спроса и предложения для реального газа не менялось.
В.Язев уверен, что еще не пришло время «напрямую привязываться к спотовым ценам».
«Сделки с виртуальным товаром не могут быть объективнее цен, устанавливаемых соглашением продавца и покупателя относительно реального газа», - отметил он.
«Сейчас биржевой брокер не несет никакой ответственности за энергетическую безопасность. Ответственность лежит на тех, кто производит электроэнергию, добывает энергоносители и доставляет их потребителю. Вы же не хотите, чтобы они полностью зависели от брокеров, оперирующих виртуальным товаром?" - спросил В.Язев.
Газпром не поставляет газ Европе. Он поставляет его конкретным компаниям на основании двусторонних контрактов, исполнение которых поддержано соответствующими межправительственными соглашениями. Цены разные, и в этом нет ничего удивительного.
Напомним, что 22 мая 2013 г в г Брюсселе открылся внеочередной саммит глав государств и правительств 27 стран ЕС.
Были 2 темы: обсуждений усиление борьбы с уклонением от уплаты налогов и укрепление энергобезопасности ЕС.
В выводах, одобренных на заседании ЕС определено 4 приоритета в энергетике: единый рынок, инвестиции, диверсификация и эффективность.
Уже известный нам В.Язев в ноябре 2011 г в отношение России к этому вопросу сказал: «3-ий энергопакет… Европа еще об этом пожалеет, совершенно очевидно».
Тогда было сказано, что сланцевая революция в США, которая превратила США из импортеров газа в его экспортеров, сделала свое дело. Цены на газ неуклонно снижаются.
Оказалось, что цену на газ можно не привязывать к стоимости нефти, а использовать ранее малоизвестный индекс Henry HUB.