Министерство энергетики РФ рассмотрит обращение Транснефти по поводу возможности финансирования развития системы магистральных нефтепродуктопроводов (МНПП) за счет средств, полученных от транспортировки нефти.
С 2007 г такая схема запрещена постановлением правительства.
По предварительной информации, на середину мая 2013 г запланировано совещание в Министерстве энергетики под руководством заместителя министра К.Молодцова.
Транснефть вышла с инициативой изменения схемы расходования средств компании, которые она зарабатывает на транспортировке нефти. Предлагается направить эти деньги на развитие системы нефтепродуктопроводов, что в настоящее время категорически запрещено согласно правительственному постановлению 2007 г.
Оператором трубопроводной системы является дочернее подразделение Транснефти - Транснефтепродукт.
Поступления в Транснефть от перекачки нефтепродуктов составляют 4,5% от всей выручки Транснефтепродукта.
Более всего — на 60% — изношены сети Рязаньтранснефтепродукта и Юго-запад транснефтепродукта, в то время как через системы этих подразделений транспортируется 45% суммарных объемов нефтепродуктов.
Транснефтепродукт транспортирует нефтепродукты как по прямым (от НПЗ до экспортного порта или потребителя), так и по смешанным транспортным схемам (от НПЗ – по собственной трубопроводной системе, затем железнодорожным транспортом).
Средняя загруженность системы МНПП составляет 60-65%.
Транспортировка светлых нефтепродуктов по системе МНПП Транснефтепродукт в 2011 г составила 29, 6 млн т.
Ранее Минэнерго и Минэкономразвития склонялись к идее покрытия расходов на развитие нефтепроводов с помощью облигаций, проектного финансирования или концессионного соглашения.
Федеральная служба по тарифам (ФСТ) РФ более лояльна к предложению Транснефти, но заявляет о необходимости обсуждения и соблюдении ряда условий.
Осталось провести совещание по этому вопросу.
Любопытно, что 10 лет назад, в 2003 г Транснефть в рамках сотрудничества по проекту технического содействия в области экологического менеджмента с Европейским Банком Реконструкции и Развития (ЕБРР) получило экологический грант на сумму 200 тысяч евро.
Тогда, тендер, проведенный ЕБРР, выиграла канадская компания Жак Витфорд Инвайромент Лимитед, ставшая экологическим консультантом Транснефтепродукта.
Существует Программа стратегического развития Транснефти на период до 2020 г, утвержденная Решением Совета директоров протоколом №2 от 31.01.2012.
Основной целью Программы обозначено Развитие системы магистрального трубопроводного транспорта РФ для полного обеспечения потребностей в транспортировке нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке и экспортных поставок.