Транснефть согласовала с Госэкспертизой увеличение стоимость проекта строительства магистрального нефтепровода (МНП) Заполярье-Пурпе - до 199,2 млрд руб со 120 млрд руб.
Об этом заявил вице-президент по финансам Транснефти М.Гришанин.
Причинами пересмотра стали возможное удлинение всего маршрута (до порядка 520 км с 490 км) возможное увеличение протяженности наземных участков, строительство которых более затратно, чем прокладка трубы под землей. Кроме того, произошел пересчет в цены 2014 г, а также произведена оценка компенсации климатических условий Заполярья людям, занятым в строительстве.
Напомним, что первоначально стоимость проекта строительства МНП должна была составить около 1,5 млрд долл США.
Идею строительства МНП тогда поддержал вице-премьер И.Сечин.
6 сентября 2011 г Н. Токарев оптимистично заявил, что теперь Транснефть сама будет финансировать строительство МНП Заполярное – Пурпе .
При этом Н. Токарев потребовал от нефтяников гарантированной загрузки МНП.
Почему? Потому, что строительство будет проведено на кредитные ресурсы, а кредиты нужно отдавать.
Это можно сделать только тогда, когда МНП будет работать на полную мощность, а нефтяники будут платить за это Транснефти.
То, что гораздо важнее заполнить МНП нефтью, чем брать с нефтяников деньги за строительство трубопровода, топ-менеджеры Транснефти поняли не сразу.
Нефтяники на фоне снижения прироста нефти гарантии не очень хотят давать, но поговорить могут.
18 ноября 2011 г Транснефть узнала, что будет финансировать строительство МНП Заполярье – Пурпе за счет собственных средств.
Транснефть заранее договорилась по заполнению трубопровода сТНК-ВР, ЛУКОЙЛом, Газпромом, СеверЭнергией, и, возможно, с Роснефтью. на условиях бери или плати (take or pay).
Если Газпром давно и небезуспешно использовал этот принцип в условиях договора с потребителями, то для нефтепроводов это было революционное новшество, убедить в котором нефтяников Транснефти стоило большого труда.
Кстати, Газпром нефть, как оператор проекта, совместно с Halliburton формирует концептуальную модель разработки месторождений Мессояхской группы.
Полномасштабная добыча на этих участках начнется после завершения строительства МНП Заполярье-Пурпе.
По экспертной оценке Минэнерго, негативным тенденциям в нефтедобыче на Ямале способствует изменение сроков строительства МНП Заполярное - Пурпе.
«Этот нефтепровод начали строить в 2012 г. Сначала его планировали ввести в работу в 2014 г. Сейчас перенесли срок ввода в эксплуатацию на 2016 г», – печально сообщал начальник окружного управления геологического изучения и использования недр Р. Кашапов.
МНП Заполярное-Пурпе - это сегмент МНП Заполярное-Пурпе-Самотлор, который должен соединить Ямал и ВСТО.
МНП Пурпе—Самотлор мощностью 25 млн т/год нефти в год с возможным расширением до 50 млн т/год начал строиться в марте 2011 г.
Распоряжение о строительстве МНП Заполярное - Пурпе - Самотлор подписал В. Путин в 2010 г.
Первоначально 1-ю очередь планировалось ввести в эксплуатацию в конце 2013 г, 2-ю - в конце 2014 г, 3-ю - в конце 2015 г.