Украина до конца апреля 2013 г намерена закончить подготовку документации по проекту продления нефтепровода Одесса–Броды до г Плоцка в Польше.
Об этом заявил председатель правления Укртранснафта А.Лазорко.
«До конца апреля мы закончим работу по получению экологических разрешений на нашу часть. Они уже фактически есть, их нужно только адаптировать к европейским требованиям, поскольку это приграничный участок», – сказал А.Лазорко.
Вся остальная документация по проекту со стороны Украины, в том числе проект строительства, уже готова.
«В свою очередь они еще должны закончить проект. Потом они приступят к строительству, ЕС уже выделил на это средства», – сказал председатель правления Укртранснафты.
Участок магистрального нефтепровода (МНП) Броды–Плоцк внесен во все необходимые местные планы землепользования и застройки в Польше.
Сообщается, что «Трасса будущего нефтепровода учтена в планах всех 19 гмин Польши, через которые она будет проходить».
Для любознательных сообщим, что гмина -это волость, название административно-территориальной единицы в Польше, которая входит в состав воеводства.
Завершение указанного этапа позволило Международному трубопроводному предприятию Сарматиа перейти к следующему этапу: обратиться за выдачей экологического разрешения для реализации проекта строительства МНП Броды–Плоцк.
А.Лазорко отметил, что 130 млн евро выделенных ЕС покроет расходы на строительство около 40% польской части нефтепровода.
«У нас меньше участок, поэтому мы договорились, что Польша построит где-то 33%, а тогда уже и мы приступим. У нас участок около 120 км, а у них около 360 км. Поэтому у нас строительство будет быстрее реализовано», – сказал А.Лазорко.
Правительство Украины неоднократно поднимало вопрос продления нефтепровода до польского Гданьска. Но Польша отмечала, что для реализации планов необходимо подписать соглашения между поставщиками и потребителями сырья из бассейна Каспийского моря.
В начале октября 2013 г министр промышленности и энергетики Азербайджана Н.Алиев заявил, что Азербайджан готов загрузить нефтью нефтепровод Одесса–Броды в случае его достройки до польской границы.
МНП Одесса-Броды протяженностью более 670 км, мощностью 14,5 млн т/год нефти и общей стоимостью около 100 млн долларов США был построен Украиной еще в 2002 г.
МНП соединил порт Одессы на Черном море с г Броды во Львовской области, где МНП Одесса-Броды состыкован с МНП Дружба, по которому российскую нефть доставляют в Европу.
Цель этого проекта - более короткий, в отличие от российского, маршрут транзита каспийской нефти в страны ЕС с выходом к портам Балтийского моря.
По ряду причин 3 года МНП простаивал, после чего ТНК-BP начала по нему прокачку нефти в реверсном режиме - из города Броды в нефтетерминалы порта Южный в Одессе.
Однако реализация проекта снова была заморожена, а транзит российской нефти неуклонно сокращался.
В результате, в мае 2009 г президентским указом МНП снова был переведен в проектный режим прокачки нефти.
МНП снова заработал лишь в 2011 г, когда началась прокачка азербайджанской нефти в белорусский г Мозырь, в том числе и по МНП Дружба (на котором кстати, 22 октября 2012 года произошло происшествие).
Но вскоре и этот транзит был прекращен белорусской стороной.
11 октября 2012 г замминистра энергетики и угольной промышленности Украины В. Макуха заявил, что украинская сторона готова достроить свою часть МНП (около 100 км) до польской границы.
По его словам, тогда Украина ожидала решения Польши.
В начале октября 2012 года губернатор Волынской области Б. Климчук заявил о предоставлении территории для строительства нефтепровода.
А министр промышленности и энергетики Азербайджана Н. Алиев пообещал обеспечить поставки сырой нефти для транспортировки по нефтепроводу Одесса-Броды.
«Мы это сделаем, как только будет готов нефтепровод«, - заявил он в начале октября 2012 г.