Транснефть и Роснефть не могут прийти к компромиссу относительно условий поставок нефти в Китай.
Роснефть считает более выгодной схему поставок через территорию Казахстана, а Траснефть за маршрут в Китай через Монголию.
В Роснефти отметили, что заявление Транснефти о том, что бюджет страны понесет потери в случае поставок нефти через Казахстан, не соответствуют действительности.
Кроме того, для поставок нефти через Монголию придется предварительно заняться строительством инфраструктуры на участке Сковородино–Мохэ, что потребует дополнительного финансирования.
Роснефть принимать участие в строительстве не намерена.
Напомним, Транснефть предлагает изучить возможность увеличения поставок нефти из России на НПЗ в западной части Китая через Монголию.
Рассматриваются разные варианты, один из которых - железнодорожные поставки сырья на запад Китая через Монголию. Этот вариант уже использовался прежде - нефть с Самотлора шла до станции Мегет, а оттуда по железной дороге в КНР: из 7 млн тонн на Дацин отправлялось 2 млн тонн через погранпереход Забайкальск, а 5 млн тонн транспортировалась через Монголию.
Экономически схема через Мегет сопоставима с транзитом через Казахстан, и ее реализация позволяет избежать замыкания поставок на нефтепроводе Атасу-Алашанькоу, мощности которого в настоящее время недозагружены, однако через несколько лет после выхода Казахстана на запланированные объемы добычи для российского сырья там может не оказаться места.
Для любознательных сообщим, что летом 2012 г Монголии не удалось привлечь Газпром на свою территорию для прокладки МГП Алтай, хотя Монголия предлагала выгодные и стабильные условия транспортировки по автономии Баян-Ольгей, что сокращает маршрут на 1000 км.
Похоже, что весь проект МГП Алтай ждет забвение.
Транснефть считает экономически нерентабельным предложение о транзите российской нефти, в частности нефти Роснефти, в Китай через казахстанскую МНП Атасу-Алашанькоу.
В свою очередь предполагается, что Роснефть будет поставлять 7 млн тонн нефти на Павлодарский НПЗ в Казахстане, а Казмунайгаз по свопу отправит столько же нефти в Китай по МНП Атасу—Алашанькоу.
И.Сечин, уже направил письмо Д. Медведеву, где изложил все подробности конфликта и привел аргументы в пользу предложения Роснефти.
В Роснефти считают, что в случае строительства инфраструктуры на участке Сковородино–Мохэ, на чем настаивает Транснефть, компании придется выполнять функции кредитной организации и предоставить финансирование на реализацию проекта. Идти на дополнительные расходы компания не намерена.
Специалисты считают, что налицо конфликт интересов — каждая из компаний предлагает наиболее выгодные для себя схемы поставок нефти в Китай. Вероятнее всего, что окончательное решение придется принимать на правительственном уровне.