USD 97.4402

+0.42

EUR 105.8415

+0.32

Brent 73.1

+0.07

Природный газ 2.663

+0.01

...

Казахстанский нефтепровод Атасу-Алашанькоу все-таки может послужить поставкам российской нефти в Китай. Уже с 2014 г

Россия, возможно, в 2014 г начнет поставки своей нефти в Китай по магистральному нефтепроводу Атасу-Алашанькоу, сообщил министр нефти и газа Казахстана С. Мынбаев.

Казахстанский нефтепровод Атасу-Алашанькоу все-таки может послужить поставкам российской нефти в Китай. Уже с 2014 г

Россия, возможно, в 2014 г начнет поставки своей нефти в Китай по магистральному нефтепроводу Атасу-Алашанькоу.

Об этом заявил министр нефти и газа Казахстана С. Мынбаев.

В настоящее время ведутся переговоры.

«У нас с РФ есть возможности осуществлять своп-операции. Возможно, Россия, полученную по своп-операциям нефть попросит поставить на Алашанькоу», - пояснил С. Мынбаев.

«Какой объем - я не знаю, но мы ведем переговоры по самим своп-операциям в объеме 7 млн т/год», – уточнил он.

Предполагается, что Роснефть будет поставлять 7 млн тонн нефти на Павлодарский НПЗ в Казахстане, а Казмунайгаз по свопу отправит столько же нефти в Китай по МНП Атасу—Алашанькоу.

Напомним, Транснефть считает экономически нерентабельным предложение о транзите российской нефти, в частности нефти Роснефти, в Китай через казахстанскую МНП Атасу-Алашанькоу.

«Мы не поддерживаем эту инициативу, потому что транзит нефти через Казахстан в Китай сопряжен с серьезными издержками для Транснефти. Мы теряем выручку. Это 1,5 млрд убытков за транзит. Деньги выпадают из бюджета», – заявлял глава Транснефти Н. Токарев, ожесточенно добавляя, «Что такое пойти через Казахстан? Труба на 20 млн тонн, идущая из Казахстана в Китай, загружена на 50%. Китайские покупатели пытаются заинтересовать производителей нефти низкой ценой. Плюс тариф по Казахстану довольно низкий. Но это как тришкин кафтан: если мы забираем 5-7 млн тонн для прокачки через Казахстан в Китай, значит, их откуда-то надо снять. С наших заводов не снимешь – получается, придется снимать с экспорта».

По его словам, транзит нефти в этом направлении может быть осуществлен в случае компенсации бюджету выпадающих средств.

«Как решится вопрос компенсаций, так и будет решен этот вопрос», — отметил Н. Токарев.

Он подчеркнул, что пока Роснефть не обращалась в Транснефть с просьбой провести прокачку нефти в этом направлении. «Мы знаем, что есть такие планы, но к нам с такой темой не обращались», — сказал глава Транснефти.

Ситуация несколько конфликтная, но, вероятно, Н.Токарев лукавит.

Россия предполагает увеличить поставки нефти в Китай до 50 млн т/год, отгружая сейчас только 15 млн т/год.

Поэтому с экспорта никто снимать не будет, а вот догрузить МНП Атасу-Алашанькоу будет реально.

О каких компенсациях в этом случае может идти речь?

Между тем управляющий директор госфонда Самрук-Казына М. Салигереев считает, что Казахстан создал для россиян идеальные условия для поставки нефти в КНР, но Россия все равно находит причины, чтобы не качать.

В чем-то он прав.

Однако для решения этого вопроса времени достаточно.

«Казахстан создал для них идеальные условия и нам выгодно, чтобы они пошли через нас в Китай. Потому что в этом коридоре мы получим какую-то маржу, когда они будут транзит делать, естественно, доходная часть бюджета у нас повысится, соответственно, налоги пойдут. Нам выгодно, чтобы они пошли. Если они пойдут, то я думаю, для страны это будет положительную тенденцию иметь», – отмечал М. Салигереев.

Напомним, до 2009 г маршрутом поставок через Казахстан в Китай по нефтепроводу Атасу-Алашанькоу воспользовались только две российские компании – Газпром нефть и ТНК-BP. С 2010 г прокачка российской нефти в данном направлении не осуществлялась.

Между тем Казахстан пошел на установления по данному направлению льготного тарифа. Китай также заинтересован в покупке российской нефти по данному направлению. Он неоднократно предлагал Роснефти увеличить поставки нефти по данному направлению.

Напомним, в ходе прошедшей встречи руководства России и Китая были рассмотрены вопросы о увеличении поставок нефти в Китай как по маршруту через Сковородино (ВСТО), так и через Казахстан.

«Речь может идти о некотором увеличении поставок через Сковородино, так и по другим маршрутам... Казахстанский маршрут обсуждается», - говорил тогда А. Дворкович.

Вместе с тем, глава Минэнерго А. Новак говорил в середине марта, что КНР предлагает удвоить объем поставок нефти по трубопроводу Сковородино-Мохэ до 30 млн т нефти в год.

«Мы такие вопросы не рассматриваем. Рассматривается вопрос о возможности увеличения объема поставок по маршруту Сковородино-Мохэ. По восточному маршруту», - деловито отметил А.Новак.

У Транснефти Роснефти уже наметился определенный конфликт интересов.

«На вопросы мы смотрим по-разному. Например, Роснефть заинтересована в строительстве нефтепродуктопровода Юг до Туапсе, где у нее НПЗ, но наши экспортные мощности немного в другом месте – в Новороссийске», – сообщил Н.Токарев.

«Или, например, Роснефть собирается строить Восточную нефтехимическую компанию, но нефть, поставляемая через ВСТО, уже давно распределена. И вот такие внезапные планы – они могут снести все имеющиеся уже наработки. Мы с И. Сечиным можем спорить, в чем-то не соглашаться друг с другом, например по тому же вопросу увеличения поставок нефти в Китай. И если бы Сечин оставался в правительстве, таких вопросов бы не было», – печально добавил Н.Токарев.


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram