Власти Белоруссии не заплатили 2,8 млрд долл США за венесуэльскую нефть, которая поставляется на белорусские НПЗ с 2010 г.
Об этом 19 марта 2013 г заявил белорусский экономист, экс-кандидат в президенты Белоруссии Я.Романчук.
«Эту информацию мне подтвердили люди, видевшие документы. Этот долг нигде не числился, и, как минимум, он не оформлен как государственный долг. Одно дело - 3 млрд долл США внешнего долга, и совершенно иное, если этот долг выше практически в два раза - 5,8 млрд долл США», - заявил Я. Романчук.
Данная информация заставит задуматься Совмин и Администрацию президента Белоруссии.
«Эта ситуация чем-то напоминает аферу с растворителями-разбавителями. Возможно, У.Чавес и дал нефть под честное слово. Но сам факт, что не было оплаты нефтяных поставок, о многом говорит: если не платишь за нефть, то это действительно выгодная сделка», - сказал белорусский экономист.
Напомним, что Белоруссия с июня 2012 г прекратила импорт нефти из Венесуэлы.
Эффективность поставок сырья из Венесуэлы на белорусские НПЗ была неочевидной, а их окончание прогнозировалось экспертами.
Тем не менее, тогда в Белоруссии посчитали, что эти поставки позволят улучшить условия в рамках Таможенного союза, начавшего функционировать с 2012 г.
Российские эксперты, оценивали эти поставки, как бесполезные, с точки зрения среднесрочной перспективы.
Украинские эксперты в голос говорили белорусам, что это не спасет, и Россия все равно поглотит белорусскую нефтянку.
22 июня 2012 г 1-й вице-премьер-министр В.Семашко сообщил журналистам, что с 1 июня 2012 г Республика Беларусь прекратила импортировать нефть из Венесуэлы.
«Конъюнктура рынка такая, что дешевле нефть покупать в России, поэтому мы перестали покупать нефть в Венесуэле», - многозначительно сообщил В.Семашко.
«В 2012 г ежемесячно Беларусь импортировала по 160 тыс тонн венесуэльской нефти. Но с июня мы уже не получаем нефть из Венесуэлы. Это была дружеская помощь и в определенный момент эти поставки были выгодны”, — добавил В. Семашко.
Он убежден, что «если бы не было этих поставок в 2010-2012 годах, то, наверное, не было бы соглашений о едином рынке нефти и нефтепродуктов, подписанных с Россией и Казахстаном в 2011 году».