У. Браудера подозревают в причастности к хищению акций Газпрома в начале 2000-х гг.
Об этом сегодня, 5 марта 2013 г, заявил начальник управления Следственного департамента МВД России по расследованию организованной преступной деятельности и коррупции М. Александров.
«Следственный департамент осуществляет расследование уголовного дела, в рамках которого устанавливаются обстоятельства незаконного приобретения акций юридическими лицами с подавляющим участием иностранных компаний, рядом которых руководил У. Браудер», - сказал М. Александров.
В скором времени У.Браудеру предъявят обвинение в хищении акций Газпрома.
«Решение органов предварительного следствия уже принято, вся процедура уже применена. Мы надеемся на активное взаимодействие Евросоюза, США и правоохранительные органы Британии», - сказал М.Александров.
Здесь речь идет не только о личном обогащении У.Браудера, а о незаконной скупке акций Газпрома в обход законодательства.
У.Браудер пытался получить финансовые документы, которые могли составлять гостайну.
У.Браудер, незаконно получив пакет акций, активно и настойчиво направлял в Газпром свои требования. Его требованиями являлись: изменение устава общества, ревизионной комиссий, правления и состава директоров.
Также У.Браудер выдвигал свою кандидатуру в совет директоров Газпрома и своего партнера в состав ревизионной комиссии.
Подозревается, что целью У.Браудера являлось стратегическое проникновение в Газпром и влияние на деятельность компании.
Ущерб от хищений акций Газпрома, по мнению следствия, составил не менее 3 млрд рублей.
Напомним, что в 2011 г У. Браудеру был запрещен въезд в Российскую Федерацию ввиду «угрозы национальной безопасности» (ст. 27 Закона «О въезде и выезде из РФ») после его публичных разоблачений хищений в российских компаниях с государственным участием, таких как Газпром и Сургутнефтегаз.
А теперь он и сам попался...
Напомним, что еще в апреле 2002 г Hermitage Capital Management (HCM), международная инвестиционная компания во главе с У. Браудером, подала в суд Москвы иск против аудиторской компании PWC с обвинениями в связи с ее «фальшивым и вводящим в заблуждение» аудитом Газпрома.
Иск основывался на ряде некоммерческих сделок, заключенных между Газпромом и Итерой, которые, по мнению У.Браудера, не были «соразмерно и объективно» отображены в аудиторском заключении PriceWaterhouseCoopers.
Точных данных тогда не было, но, по мнению аналитиков, НСМ мог управлять пакетом в 6 - 7% акций Газпрома.
В июне 2002 г на годовом собрании акционеров Газпрома было 2 сюрприза.
Во-первых, на собрание из-за болезни не пришел А.Миллер.
Во-вторых, кто из 2-х кандидатов от миноритариев пройдет в совет директоров Газпрома - У. Браудер или Б.Федоров.
У.Браудер тогда в совет директоров Газпрома не попал.
В 2003 г в совет директоров попытался попасть другой директор НСМ В.Клейнер, которого удивляло, что выручка Газпрома растет медленнее, чем цены на газ.
В преддверие либерализации акций Газпрома в 2005 г отношения между У.Браудером и Газпромом потеплели.
В январе 2005 г Газпром обсудил с представителями крупных инвестиционных фондов - акционеров Газпром, в тч НСМ, - стратегию развития компании.
Довольный У.Браудер заявил тогда, что «в ходе состоявшейся встречи мы, в частности, обсудили планы развития Газпрома, включая поглощение Роснефти и его влияние на глобальную стратегию компании», добавив, что «такие встречи являются чрезвычайно важными для инвестиционного сообщества. Мы надеемся, что регулярный и конструктивный обмен мнениями между акционерами и менеджментом компании позволит повысить ее прозрачность и открытость, что в результате приведет к росту ее капитализации».
Во время поглощения Газпромом Сибнефти в 2005 г неутомимый У.Браудер едко заметил, что «если бы Сибнефть была продана на открытом тендере, она бы, вероятно, была продана по цене в 2 раза дороже, чем сейчас».
Однако уже в декабре 2005 г У. Браудер выступил с сенсационным заявлением, в котором полностью поддержал действия российских властей в экономической сфере, включая дело ЮКОСа.
А затем отношения испортились насовсем.