28 февраля 2013 г стало известно, что Ирак начал практические работы по проектированию магистрального нефтепровода (МНП) от г Басры на юге Ирака до иорданского порта Акаба на берегу Красного моря.
Об этом на конференции в г Аммане сообщил довольный губернатор Басры Х. Халаф.
Проектная стоимость МНП Ирак - Иордания составляет 18 млрд долл США.
МНП Ирак - Иордания позволит экспортировать нефть из Ирака, 15% рост добычи которой произошел в 2012 г вследствие усилий Ирака по развитию энергетической промышленности страны.
После завершения строительства МНП нефть из южных нефтяных месторождений в Басре и Майсане, центральных месторождений в Насирии, Гарафе и Бадре начнет экспортироваться через новый нефтетерминал, прежде всего, на рынки Азии.
МНП Ирак - Иордания также может стать альтернативой транспортировки нефти нефтяными танкерами через Ормузский пролив.
Это стало особенно актуально после участившихся там учений ВМС Ирана и заявлений о возможности перекрыть Ормузский залив, если Запад не ослабит давление на Иран из-за ее ядерной программы.
После окончания войны Ирак подписал с нефтяными мейджорами около 11 контрактов по нефти, 3 - по газу, и 4 - по разработке нефтегазовых месторождений.
Построить новый МНП для поставок нефти из Ирака в Иорданию стороны договорились еще в сентябре 2013 г.
В декабре 2012 г Н. аль-Малики порадовался, что строительство нового МНП положит конец нефтяным перевозкам из Ирака в Иорданию цистернами.
Но, есть и политический подтекст.
Строительство МНП до Иордании позволит центральному правительству Ирака быть более независимым с Курдского регионального правительства (КРП), с которым в последнее время отношения не складываются.
МНП из центра Ирака в Турцию проходит сейчас через иракский Курдистан.
Напряженность между центральным правительством и КРП нарастает именно в нефтегазовой области. Хотя и внутриполитические конфессиональные проблемы сбрасывать со счета нельзя.
Строительство МНП Ирак - Иордания разделено на 2 этапа.
1-й этап включает строительство МНП Басра - Акаба протяженностью 1680 км.
По окончании строительства этого МНП из Басры будет экспортироваться 1 млн барр/сутки.
На месторождениях Басры добывается около 2,3 млн барр/сутки нефти, что составляет долю около 70% от общей добычи нефти в Ираке, доходчиво пояснил Х. Халаф.
2-й этап включает строительство МНП Басра - Баниас, по которому предполагается экспортировать еще 1,25 млн барр/сутки в сирийский порт Баниас в Средиземном море, сообщил Д. Хасан, начальник отдела проектирования госкомпании SCOP, акционером которой является Миннефти Ирака.
Тем не менее, опечаленно пояснил Д. Хасан, - «нашим приоритетом сейчас является создание части МНП, который идет в Акабу в Иордании, а часть МНП в сирийский Баниас была отложена из-за нестабильности и угрозы безопасности в Сирии».
В конференции в г Аммане приняли участие проектировщики напорных трубопроводов из США, Канады, Германии, Японии и Китая.
Ирак уже заключил контракт с канадской SNC-Lavalin Group Inc стоимостью около 14 млн долл США на подготовку проектной документации по международным стандартам FEED, которую канадцы подготовят в течение 3-х месяцев.
Иракский участок МНП протяженностью 680 км от Басры до Хадиты, расположенной к северо-западу от г Багдада, в западной провинции аль-Анбар, недалеко от границы с Иорданией, будет финансироваться за счет иракского правительства, сообщил замначальника отдела договоров Миннефти Ирака С. аль-Кадима Saedi.
Иорданский участок МНП протяженностью 1000 км будет построен за счет инвесторов, которых выберут совместно власти обеих стран.
По просьбе иорданского правительства, около 0,15 млн барр/сутки нефти из 1 млн барр/сутки, поступающего по МНП, будет использовано на внутреннее потребление в Иордании, сообщил Д.Хасан.
Любопытно, что параллельно МНП Ирак и Иордания планируют построить магистральный газопровод (МГП) для обеспечения деятельности электростанций, которые будут построены вдоль маршрута МНП.
3 нефтеперекачивающие станции (НПС) и 3 электростанции, вероятно, газотурбинные (ГТЭС) будут построены в Ираке для работы МНП, и 3 насосные станции – в Иордании, сообщил Д.Хасан.
В рамках проекта будет также построены нефтехранилища в районе Басры и Хадитс с общей мощностью 28 млн баррелей, добавил он.
Предполагается , что пропускной способности МГП в Ираке в 350 млн фт3/сутки будет достаточно, чтобы для эффективной работы ГТЭС и НПС для обеспечения деятельности участка МНП в Ираке.
Пропускная способность МГП в Иордании будет составлять 258 млн фт3/сутки, из которых около 100 млн фт3/сутки пойдет на внутреннее потребление в Иордании, а остальные 158 млн фт3/сутки будут использоваться для обеспечения деятельности участков МГП и МНП в Иордании.
Иордания экспортирует из разных источников около 96% потребляемых углеводородов.
Для Иордании этот проект выгоден тем, строительство МГП и МНП может полностью закрыть потребности Иордании в углеводородах.
В настоящее время Ирак, в основном, экспортирует нефть через южные нефтетерминалы в Персидском заливе.
Это порядка 2,2 млн барр/сутки нефти.
До 0,4 млн барр/сутки Ирак экспортирует по МНП Ирак –Турция через порт Джейхан.
Вместе с тем, нефтегазовый экспортный потенциал Ирака растет.
В 2012 г МЭА подсчитало, что Ирак сможет перекачивать до 6,1 млн барр/сутки к 2020 г и 8,3 млн барр/сутки к 2035 г.
Ирак напористо заявил, что сможет экспортировать до 9 млн барр/сутки уже к 2020 г.
Строительство МНП в Иорданию, по крайней мере, обеспечит транспортную составляющую этих замыслов.
Есть нюанс.
Ирак впервые за 30 лет строит трансграничный МНП.
Судьба другого трансграничного МНП была печальной для Ирака.
В конце 1980-х гг Ирак построил МНП через Саудовскую Аравию до Красного моря.
Правительство Ирака тогда профинансировало строительство нескольких НПС, берегового нефтетерминала и установку рейдового налива.
Во время 1-й войны в Персидском заливе МНП был остановлен, а затем и конфискован Саудовской Аравией.
Как-то так.
Новые власти Ирака, вероятно, получили какие-то гарантии в Иордании.