20 февраля 2012 г в центральном офисе Газпрома состоялась рабочая встреча А. Миллера и Президента Курдистана М. Барзани.
В частности, были рассмотрены перспективы взаимодействия Газпрома и нефтегазовых компаний Курдистана в области геологоразведки, разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений.Ранее М.Барзани сообщил, что «на днях были заключены очень важные договоры с компанией Газпром нефть», опровергнув тем самым слухи об уходе Газпром нефти из Курдистана.
На этом очень настаивало центральное правительство Ирака.
М.Барзани прибыл в Россию 19 февраля 2013 г по приглашению В.Путина.
М.Барзани в настоящее время очень востребованный политик, несмотря на то, что является лидером автономии, входящей в Ирак.
И дело не только в углеводородах, которые находятся в недрах иракского Курдистана.
В сентябре 2012 г М.Барзани был среди на IV съезде правящей Партии справедливости и развития (ПСР) в г Анкаре, где премьер-министр Турции Р. Эрдоган был переизбран ее лидером. Хотя отношения турков с турецкими курдами непростые.
Для любознательных сообщим, что на территории Ирака, в иракском Курдистане в провинции Дохук с 1995 г расквартирована турецкая воинская часть по договоренности с М.Барзани, но не центральным правительством.
Напомним, с января 2013 г Иракский Курдистан возобновил самостоятельный экспорт нефти на мировые рынки через территорию Турции.
Нефть доставили на грузовике к турецкому средиземноморскому порту Мерсин.
Объемы экспорта еще небольшие, но какие именно - не говорится.
Президент Genel Energy М. Сепил (Mehmet Sepil) заявил, что правительство иракского Курдистана разрешило начать экспорт сырья с месторождения Так-Так.
Иракский Курдистан начал самостоятельный экспорт углеводородов еще в октябре 2012 г, но с того времени поставлялись только конденсаты.
Объемы поставок конденсатов с газового месторождения Хор-Мор составляют около 15 тыс барр/сут.
Взамен Турция поставляет в Курдистан переработанные нефтепродукты.
Центральное правительство Ирака считает незаконными попытки курдов самостоятельно экспортировать углеводороды.
На данный момент иракский Курдистан ведет с центральным правительством борьбу за финансовую независимость.
Долгое время из-за войны, которая началась в 2003 г с вторжения сил США и их союзников, иракская нефть поставлялась за рубеж в небольших объемах, и экспорт не регулировался.
Курды пытались наладить экспорт сырья без участия центрального правительства.
В 2008 г центральное правительство Ирака приняло законы о централизации контрактов на разведку месторождений и добычу нефти.
Курдистанское региональное правительство (КРП) их не признало, и в 2009 г центральное правительство разрешило КРП поставлять сырье за рубеж самостоятельно, но в ограниченных объемах.
Вместе с этим центральное правительство не оставляет намерения перевести под свой контроль весь нефтяной экспорт.
В начале февраля 2013 г министр нефти Ирака А. аль-Луайби строго предупредил КРП об экспорте большого количества сырой нефти в Турцию, охарактеризовав его как «красную линию».
20 февраля 2013 г законодатели не смогли утвердить бюджет Ирака на 2013 г в 117 млрд долл США, потому что не договорились о том, платить или не платить компаниям, работающим на севере Ирака в Курдистане.
В 2011 г конфликтующие стороны договорились, что курды экспортируют нефть через центральное правительство, а прибыль делится между ними поровну.
После этого автономия несколько раз приостанавливала поставки, жалуясь на многомесячные задержки платежей.
Пикантности добавляет ультиматум, который правительство Ирака выставило ExxonMobil.
ExxonMobil еще в конце 2011 г приняла решение сосредоточить работу на месторождениях иракского Курдистана.
Однако после отказа ЛУКОЙЛа 24 декабря 2012 г ситуация неожиданно для ExxonMobil оказалась близкой к критической.
Сделав выбор в пользу иракского Курдистана, но не продав долю в Западной Курне -1, компания сможет выйти из проекта только с большими убытками, которые могут существенно снизить эффективность проектов в иракском Курдистане.
Именно в этот момент А. аль-Луайби стал делать жеские заявления, как по поводу ExxonMobil, так и по поводу излишней самостоятельности КРП в вопросе экспорта нефти.
Встреча А.Миллера и М.Барзани выглядит не очень - то дружелюбно по отношению к центральному правительству Ирака.
А что они думали, когда очень огорчили В.Путина отменой контракта на поставку 42 зенитных комплексов Панцирь и 30 вертолетов МИ-28 на сумму 4,3 млрд долл США?