Китайская Tebian Electric Apparatus (TBEA) построит ТЭЦ Душанбе-2 до конца 2013 г, сообщил Минэнергопром Таджикистана.
Инвестиции в проект составят 30 млн долл США.
Проект финансируют на паритетных началах 2 китайских банка — Эксимбанк и Банк развития Китая.
Таджикистан расплатится с Китаем природными ресурсами.
После строительства ТЭЦ, TBEA приступит к строительству Нурабадской ГЭС-1.
За оба этих проекта TBEA получит одно из горнорудных месторождений.
Такой порядок расчетов обусловлен тем, что МВФ выступает против увеличения размера внешнего долга Таджикистана согласно долгосрочной стратегии внешних заимствований
Китайские специалисты разработали проект, провели геодезические работы и, наконец, приступили к строительству ТЭЦ, мощность которой составит 200 МВт.
В конце 2012 г довольный глава Минэнергопрома Таджикистана Ш.Гул сообщил, что уже 3 месяца с китайцами ведутся конкретные переговоры и 1-й блок ТЭЦ-2 планируется запустить в эксплуататцию в конце 2013 г.
Китай активизировался в Таджикистане.
Компания Kulob Petroleum (дочкаTethys Petroleum Limited), подписала соглашение с Total и китайской CNODC (дочернее предприятие CNPC) о передаче доли в месторождении Бохтар в Таджикистане.
В рамках соглашения с Tethys и CNODC - «дочкой» CNPC, Total и CNODC будут владеть равными долями в месторождении в 33,335%, Kulob Petroleum сохранит за собой 33,33% доли. Tethys владеет 85% контрольного пакета акций Kulob Petroleum.
За счет этого соглашения Kulob Petroleum покроет 66,67% своих расходов или около 60 млн долл США потраченных на разработку газового месторождения Бохтар, которое занимает площадь в 35 тыс м2 в бассейне Амударьи.
Ранее разработкой ресурса занималась только Tethys.
CNODC (Китайская национальная корпорация по разведке и разработке нефти и газа, дочка CNPC) и Total заплатят за свои доли по 30 млн долл США.
Сделка должна быть одобрена правительством Таджикистана в 1-м квартале 2013 г.
Среди других ключевых проектов энергетики Таджикистана отметим проект строительства Рогунской ГЭС, на участие в котором пока не удается уговорить Россию.
Рогунская ГЭС могла бы закрыть дефицит электроэнергии, который наблюдается в Таджикистане в зимнее время.
Против строительства Рогунская ГЭС возражает Узбекистан, опасающийся проблем с водой для орошения после заполнения водохранилища ГЭС.
Дело доходит до частичной транспортной блокады Таджикистана со стороны Узбекистана, и не только.
На этом фоне удачливые китайцы неконфликтно получили хорошую стартовую позицию по поглощению природных ресурсов Таджикистана.