Наступает 2013 г, в конце которого у Газпрома заканчивается действие 40% долгосрочных договоров на поставку газа на внутренний рынок.
К долгосрочным контрактам относятся все коммерческие поставки компании, кроме поставок населению.
В 2011 г Газпром поставил на внутренний рынок 281 млрд м3 газа.
Его основными потребителями стали электроэнергетика (28%), население (21%) и коммунальный сектор (15%), по 7% - у агрохимии и металлургии.
С 2014 г Газпром может лишиться договоров на поставку 88,8 млрд м3 газа.
В последние годы Газпром теряет клиентов внутри страны.
В 2007 г Газпром поставил на внутренний рынок 307 млрд м3 газа, в 2012 г -около 270 млрд м3.
И, чтобы не потерять клиентов, Газпрому нужно что-то делать.
По мнению Газпрома, пришло время не только ликвидировать перекрестное субсидирование регионов и отменить Постановление № 311, но и принять государственное политическое решение по оптимизации объемов добычи и поставок газа на внутренний рынок.
Региональное перекрестное субсидирование предполагает занижение стоимости газа относительно его реальной стоимости с учетом расходов на транспортировку в субъектах РФ, наиболее удаленных от основных центров газодобычи.
Вследствие этого, на электронной торговой площадке (ЭТП) Газпром межрегионгаза, которая в рамках эксперимента осуществляла в 2006–2008 гг продажу газа Газпрома и независимых производителей (НП) по нерегулируемым ценам на условиях встречного аукциона, компаний из западных и южных регионов России практически не было.
По мнению Газпрома, НП прочно осели в северных и восточных регионах и сейчас через заключение долгосрочных договоров принимают меры по закреплению монопольной ситуации на многие годы.
Любопытно, что монополист Газпром обвиняет в монополизме независимых производителей газа.
Но, это не новогодняя шутка.
Апрельское 2012 г Постановление Правительства РФ № 323 «О реализации природного газа на товарных биржах…» разрешал Газпрому продавать на товарных биржах по свободным ценам в 2012 г до 15 млрд м3 газа, начиная с 2013г - до 17,5 млрд м3 газа, но не более тех объемов, которые сумеют продать на бирже независимые производители, но, действующий в отношении Газпрома запрет на продажу газа по ценам, отличным от утверждаемых ФСТ оптовых, снижает его конкурентные возможности.
Ситуацию усугубляет Постановление правительства № 311 от 2010 г.
Ранее, в соответствии с пунктом № 13 Правил поставки газа, выбранное сверх договорного лимита топливо оплачивалось по повышенной ставке.
Теперь, в соответствии с постановлением №311, данная мера вступала в действие только после превышения договорных объемов более чем на 10%.
Более того, у потребителей газа появилось право отказываться от 20% договорных объемов газа.
Это привело к систематическому завышению прогнозных объемов потребления газа в России в годовых и долгосрочных договорах и даже на стадии разработки баланса газа.
За 2007-2010 г превышение прогноза над фактическим потреблением составило в совокупности 45 млрд м3 газа; в 2011 г -26,4 млрд м3 газа, в 2012 г - 30 млрд м3 газа.
Чего беспокоит Газпром?
Газпром беспокоит наличие неиспользованного своего природного газа по тарифам ФСТ в южных и западных регионах России.
В местах добычи газа его биржевая стоимость существенно ниже, что приводит к вытеснению из восточных регионов газпромовского газа.
Низкая стоимость биржевого газа и резервы газпромовского газа могут привести ФСТ к желанию пересмотреть траифы в сторону уменьшения на очередной период.
В этом случае Газпром будет нести существенные убытки как от продажи газа ниже регулируемой цены на бирже и ЭТП, так и от реализации его по ценам ФСТ в регионах с перекрестным субсидированием.
Добавьте к этому снижение платежной дисциплины со стороны предприятий коммунальных и бытовых, и потребителей республик Северного Кавказа.
Что делать, по мнению Газпрома?
Готовить, готовить и готовить российский рынок газа к биржевой и электронной торговле.
Ликвидировать перекрестное субсидирование.
Отменить Постановление № 311.
Поэтапно умеренно повышать цены на природный газ в России.
Запланированные цифры по добыче целесообразно оптимизировать с учетом реальностей рынка, то есть регулировать объемы добычи и поставок газа на внутренний рынок в сочетании с крупномасштабным использованием новых форм торговли.
Эти меры позволят использовать биржу и ЭТП , как инструмент регулирования цен и инструмент их индикации.
При этом цены на торгах будут превышать цены ФСТ не более чем на 10–15% в соответствии с показателями МЭРа.
Внутренний рынок - это серьезный резерв потреблении газа для Газпрома.
Средний уровень газификации России природным газом составляет 63%.
Выручка от реализации газа на российском рынке в 2011 г выросла почти на 18%, составив 723 млрд руб (615 млрд руб в 2010 г).
Средняя цена реализации газа на внутреннем рынке в 2011 г составила 2 725 руб/тыс м3 (за вычетом НДС и акциза), подорожав на 380 рублей.
За 5 лет, начиная с 2006 г цена газа на внутреннем рынке поднялась в 2,5 раза.
Напомним, ещё в 2006 г она составляла с 1 125 руб/тыс м3.
В ноябре 2012 г Федеральная служба по тарифам приняла решение об увеличении с 1 июля 2013 г в среднем на 15% оптовых цен на газ, добываемый Газпром и его аффилированными лицами и предназначенный для последующей реализации населению.
Желание Газпрома умеренно и поэтапно повышать цены на газ в России и ноябрьское 2012 г решение ФСТ о повышении на 15% оптовых цен на газ находятся в неком диссонансе с действительностью.
Рынок уверенно идет в сторону понижения цены на газ. Даже Мосэнерго, энергетическое подразделение Газпрома не торопиться покупать газпромовский газ.
Энергетические компании в последнее время предпочитают покупать газ у независимых производителей или у нефтяных компаний, попутно добывающих газ.
С 2009 года потребителей у Газпрома активно отбивает НОВАТЭК.
Первой была ОГК-1, подконтрольная Интер РАО ЕЭС.
В 2011 г доля Газпрома в поставках Интер РАО ЕЭС была 57%, в 2013 г она упадет ниже 20%.
В 2012 г от Газпрома к Новатэку ушли Э.Он и Фортум.
Новатэк еще заключил контракты с Мечелом и ММК. Со 2013 г Северсталь практически полностью сменит Газпром на НОВАТЭК.
У нефтяных компаний довольно масштабные планы по развитию газового бизнеса, правда не только в России: ЛУКОЙЛ предусматривает рост добычи газа к 2020 г до 70 млрд м3 (сейчас - 19 млрд м3), Роснефть - до 45-55 млрд м3 (12 млрд м3).
Но основные объемы поставок Газпром все же сохранит.
Больше всех покупают газа энергетические дочернии предприятия самого Газпрома, есть и регионы, где Газпрому нет альтернативы, и в сумме поставки концерна вряд ли опустятся ниже 250 млрд м3.
Добыча газа в России в январе - августе 2012 г сократилась на 3,3% в годовом выражении - до 427,962 млрд м3, экспорт газа сократился на 8% - до 121,487 млрд м3.
Газпром за 8 мес 2012 г сократил добычу газа на 6,6% в годовом выражении - до 316,073 млрд м3.
НОВАТЭК, напротив, увеличил добычу газа на 8,2% - до 33,388 млрд м3.
Нефтяные компании добыли 44,049 млрд м3 газа (рост на 5,9%).
В целом по России за 8 мес 2012 г добыча газа сократилась на 3,3% в годовом выражении - до 427,962 млрд м3.
Напомним, что в 2011 г добыча газа увеличилась на 3,1% - до 670,544 млрд м3.
Экспорт газа сократился на 8% , до 121,487 млрд м3, в тч, в дальнее зарубежье - на 2,2% , до 74,074 млрд м3, в ближнее зарубежье - на 19,6%, до 37,76 млрд м3.
12 декабря 2012 г Газпром сообщил, что «начало зимы ознаменовалось существенным ростом экспорта российского природного газа в дальнее зарубежье. По итогам 11дней декабря 2012 г экспорт составил 5,54 млрд м3 газа, что более чем на 16% превышает показатель 2011 г на этот же день (4,77 млрд м3)».
По – простому это означает, что благодаря холодной зиме в Европе объем годового экспорта газа за 2012 г будет выше 138,6 млрд м3/год, которые были достигнуты в печальном 2010 г.