ВСТО не решит проблему дефицита топлива на Дальнем Востоке, но позволит Роснефти усилить там свое влияние.
Роснефть в настоящее время покрывает около половины регионального рынка топлива.
НК Альянсе не исключают роста доли конкурента и заявляют об убыточности собственных поставок топлива.
Трейдеры Хабаровского края говорят о нехватке бензина для своих АЗС и убытках.
Дефицит топлива составляет около 0,5 млн т/год.
Хотя мощности ХНПЗ хватит для покрытия потребности региона, текущие издержки Альянса могут привести к продаже дальневосточного бизнеса компании.
Топливный дефицит и высокие цены в регионе обусловлены высокой стоимостью транспортировки нефти на региональный рынок и высокой с/стоимостью сырья для нефтепереработки.
Производители топлива вынуждены продавать бензин по цене ниже рыночной, что влечет убытки и не может привлечь на рынок новых игроков.
Подключение ХНПЗ к ВСТО позволит в 2014 г поставлять на Дальний Восток по нефтепроводу 2 млн т/год сырья, к 2015 г -5 млн т/год.
Прибавка продуктов нефтепереработки после модернизации ХНПЗ составит 100 тыс т, а 400 тыс т останутся в дефиците.
Ввод в эксплуатацию ВСТО уменьшит транспортные расходы Альянса на доставку, но по мнению специалистов компании, к 2015 г, когда окупятся расходы на подключение к ВСТО, могут вырасти налоговые отчисления, инфляция, стоимость нефти и прочие факторы.
Каковы убытки Альянса на 1 литре бензина?
Стоимость производства бензина Регуляр-92 такова:
Нефть стоит -10,7 руб/литр.
Сумма транспортных расходов - 4,5 руб/литр.
Переработка на ХНПЗ -2,13 руб/литр.
Расходы на реализацию -3,46 руб/литр.
Акциз -6,21 руб/литр.
НДС - 4,79 руб/литр.
Итого 31,79 руб/литр.
Текущая розничная цена бензина Регуляр-92 на АЗС составляет 31,4 руб/литр, поэтому на каждом литре Альянс несет убыток 0,39 рублей.
Что будет?
Расчет простой.
Перекачка 5 млн т нефти по цене китайского экспорта - 48,4 руб/литр.
Цена транзита на 80% ниже экспортной.
Стоимость перегонки 7,75 руб/литр получим с/стоимость бензина для НПЗ на выходе 31,9 руб/литр.
При закупочной цене нефти 10 долл США/т с/стоимость нефти в 1 литре бензина достигает 15 рублей.
Транспортная маржа в 1рубль.
Итого 33 руб/литр
Ограничить дальнейший рост стоимости топлива может, вероятно, тльлко консолидация производителей при снижении издержек, и увеличение поставок топлива морем и ж/д транспортом.
Роснефть и Альянс делят между собой 2/3 рынка.
Потенциальные возможности ХНПЗ, могут не только покрыть дефицит рынка, но и обеспечить рост экспорта нефтепродуктов.
Вопрос только втом, кто будет развивать нефтеперарботку в ДФО и обеспечивать экспорт нефтепродуктов.
Судя по всему грядет консолидация нефтяного бизнеса в ДФО на базе Роснефти.
Альянс уже вел переговоры с Роснефтьбю по Хабаровскому НПЗ, но - не договорились.
Вероятно, дело времени.